logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Олдос хаксли (aldous huxley. 1894-1963)

— один из признанных создателей так называемого «интеллектуального романа», получившего особое распространение в XX в. Сам писатель называл свои произведения «романами идей». Столкновение разных, часто совершенно противоположных позиций и точек зрения, парадоксальных систем мышления и поведения порождает в его произведениях неожиданный комический и сатирический эффект. Романы Хаксли 20-х гг. — «Желтый Кром», «Шутовский хоровод», «Контрапункт», — с одной стороны, несут на себе печать социального пессимизма и близки к произведениям писателей «потерянного поколения», с другой — представляют собой нравоописательные сатиры, по страницам которых вереницей несутся в «хороводе шутовском» (К. Марло) гротескные фигуры, сивмолизирующие идейный и духовный кризис западной цивилизации. Высшей точкой в развитии сатирического таланта Хаксли и одновременно началом утраты веры в человечество стала его сатирическая «антиутопия» «Прекрасный новый мир» (1932). Задуманный как пародия на «технократические» иллюзии Г.Уэллса, роман изображает стандартизированное, утилитарное, полностью лишенное духовности общество будущего. По Хаксли, научно-технический прогресс деморализует разумно устроенное общество, приводит к атрофии чувств и профанации искусства. Смятение и тревога за человечество вынуждают Хаксли с середины 30-х гг. заняться поисками смысла жизни и позитивных ценностей. Свидетельством этих поисков явился роман «Слепой в Газе» (1936), в котором пози­ция непричастности к социальной борьбе трактуется как единственный путь к свободе личности. Художественность уступает место философским декларациям (роман «После многих лет умирает лебедь», 1939) Хаксли начинает подчеркивать биологическую сторону человеческой натуры, близость человека к животному. Писатель впадает в мистицизм, обретает веру в загробную жизнь в ее буддийском варианте. Велико значение творчества Хаксли для понимания эволюции культуры XX в.:

его книги запечатлели важный и кризисный момент буржуазного сознания. Именно Хаксли одним из первых стремился художественно отразить распространенную сегодня на Западе «некомму­никабельность», антигуманистическую сущность технократической цивилизации. Впервые он поднял на страницах своих книг вопросы экологии и истощения недр, волнующие человечество сегодня.