logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Кельтский эпос

Древний ирландский, или кельтский, эпос представляет огромный исторический и художествен­ный интерес. За исключением литературы на англосаксонском языке, дошедшей до нас лишь в незначительных отрывках, он является древнейшей литературой Западной Европы. Ирландские саги складывались на протяжении нескольких веков. Возникновение самых древних из них относится к I в. н. э. В течение долгого времени они сохранялись в устойчивой устной форме, в пересказе профессиональных сказителей — филидов. В письменной форме ирландские саги начали склады­ваться с VII в., до нас же они дошли лишь в записях XII в. К наиболее древним ирландским

[26]

сагам принадлежат мифологические и героические. Тема мифологических саг — языческие верования древней Ирландии, легендарная история ее заселения волшебными племенами. Наибольшую историческую и художественную ценность представляют героические саги с центральным уладским циклом. В большинстве своем ирландские саги — небольшие по объему и простые по композиции произведения. Одним из немногих исключений является «Похищение быка из Куальнге», самое кпупное эпическое сказание, составляющее основной корпус уладского цикла. Другие сказания цикла, хотя и представляют собой независимые произведения, связаны с ним общими героями. Тему эпопеи составляет борьба между Уладом (север Ирландии) и Коннахтом (Западное королев­ство) В ее центральном герое Кухулине воплотился национальный идеал доблести и благородства. Непобедимый воин, он обладает фантастической силой и в совершенстве владеет особыми приемами боя В нем высоко развиты чувства чести и морального долга, он великодушен к врагам. Большое место в эпопее занимают описания поединков Кухулина, когда он в течение нескольких месяцев вынужден был один защищать страну. С психологическим драматизмом и величавостью изображен поединок Кухулина с его другом Фердиадом, который выступил на стороне враждебной королевы Медб. В напряженное развитие действия введены ретроспективные эпизоды, рассказывающие о чудесном рождении и первых подвигах юного Кухулина. К более позднему времени (около XII в.) относится фенианский цикл, повествующий о бесстрашном Финне Мак-Куле, его сыне, певце Ойсине, и их храбром воинстве. Во многих редакциях известен рассказ о чудесных путешествиях Ойсина в волшебные страны и возвращении его в Ирландию после христианизации. В его диалогах со святым Патриком, первым ирландским миссионером, сопоставляется жизнь языческой и хрис­тианской Ирландии. Ирландские саги отличаются простым и выразительным языком, богатством фантазии, живостью повествования. Они написаны в прозе, со стихотворными вставками, в которых раскрываются моменты наивысшего душевного напряжения героев. Несмотря на существование записей, древние ирландские саги продолжали пересказываться вплоть до XVII в., принимая постепенно форму народной сказки и баллады. Кельтский эпос сыграл большую роль в форми­ровании национального характера ирландцев, в укреплении их идеала доблестного героя. Образ Кухулина вдохновлял участников дублинского восстания 1916 г. Сюжеты и мотивы ирландских car — неиссякаемый источник национальной литературы вплоть до нашего времени.

Издания текстов Ирландские саги / Пер., вступ. ст. и коммент. А.А.Смирнова.— М.; Л.: Гослитиздат, 1961.— 298 с.;

Ирландский эпос / Пер. А. А.Смирнова.— В кн.: Исландские саги; Ирландский эпос, М., 1973, с. 545—792, 822—839; Похищение быка из Куальнге / Изд. подгот. Т. А. Михайлова, С. В. Шкунаев. — М.: Наука, 1985.— 494 с.— (Лит. памятники). Ancient Irish Tales / Ed. by Т. P. Cross, С. H. Slover. - New York: Bames a. Noble, 1969.- 615 p.;

Irish Sagas / Ed. by M. Dillon. — Dublin, 1959.— 181 p.; The Tain / Transl. from the Irish epic Tain Bo Cuailnge, by T. Kinsella. - London: Oxford nniv. press, 1975.- XXVII, 283 p.

Литература

Иванов В. В. Происхождение имени Кухулина.— В кн.: Проблемы сравнительной филологии, М.;

Л., 1964, с. 451—461; Смирнов А. А. Кельтские литературы.— В кн.: Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы, М.: Л., 1965, с. 11—64. Carney J. Celtic studies.— London: Roiitledge a. K. Paul. 1969.— X, 182 p.; Murphy G. Saga and myth in Ancient Ireland.— Dublin: Colm O'Lochlainn, 1955.— 64 p.