logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Средневековая латинская литература

Средневековая латинская литература — литература народов Западной Европы на латинском языке, существовавшая после развала Римской империи. «Была связующим звеном между античностью и новыми национальными литературами. В раннее средневековье она была единственной, в зрелое средневековье — одной из ведущих письменных литератур, в эпоху Возрождения — главной школой усвоения „возрождаемой" культуры античности» (М.Л. Гаспаров*). На разных этапах бытования свет­ское и религиозное начала (как в содержании, так и в канонических формах религиозной литературы:

жития, «видения», трактаты и наставления — в прозе; гимны, оды, секвенции — в поэзии; действа — в драме) сочетались в ней в различной пропорции. В истории средневековой латинской литературы исследователи выделяют пять основных периодов. «Темные века» (VI — середина VIII в.) — уход литературы в монастыри; основные памятники письменности — исторические своды Григория Тур-ского (538 — около 594) в Галлии, Беды Достопочтенного (672/673 — около 735) — в Англии и др. «Каролингское Возрождение» (середина VIII — IX в.) — расцвет письменной культуры при дворе Карла Великого. «Оттоновское Возрождение» (X — начало XI в.) было связано с двором императора Священной Римской империи Оттона I и немецкими монастырями; в это время появился первый в Европе рыцарский роман в стихах «Руодлиб». «Овидианское Возрождение» (конец XI — XII в.), с центром во Франции, отмечено подражанием формам и варьированием сюжетов поэзии Овидия, повышенным интересом к мифу и сказке. Тогда творили поэт Вальтер Шатильонский (1135 — после 1200), автор поэмы «Александреида», и философ Пьер Абеляр (1079—1142). К этому периоду относятся становление средневековой религиозной драмы и распространение поэзии вагантов. Наконец, период позднего средневековья (XIII—XIV вв.) оставил, среди других памятников, сочинения Фомы Аквин-ского (1225/1226—1274) и Фомы Кемпийского (около 1380—1471) и свод притчевых историй «Римские деяния». В дальнейшем латинская средневековая литература органично преобразуется в составную часть европейских национальных литератур в творчестве Эразма Роттердамского, Ульриха фон Гуттена, Франческо Петрарки, Томаса Мора и других авторов. В этом плане она сыграла на Западе ту же роль, что в Восточной Европе сыграла византийская литература на греческом языке,— «мостков» между классическим наследием и оформлением национальных литератур на собственных националь­ных языках. В большинстве своем памятники средневековой литературы носят двойственный характер:

принадлежа истории и теологии, они в то же время отмечены художественной выразительностью стиля и образов. Однако среди относящихся по преимуществу к художественной литературе несо­мненно выделяются поэзия вагантов и «Римские деяния».

Литературный энциклопедический словарь, М., 1987, с. 175.

[37]

Издания текстов

Абеляр П. История моих бедствий / Изд. подгот. Д. А. Доброглав и др.— М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 255 с. — (Лит. памятники); Памятники средневековой латинской литературы IV—IX веков / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек и М.Л.Гаспаров.— М.: Наука, 1970.— 443 с.; Памятники средне­вековой латинской литературы X—XII веков / Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек и М.Л.Гаспаров.— М.: Наука, 1972. — 558 с.; Средневековые латинские новеллы XIII в. / Изд. подгот. С. В. Полякова. — Л.: Наука, 1980.— 384 с.— (Лит. памятники).

Литература

Curtius Е. R. Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter. — 10 Aufl.— Bern; Munchen: Fran-cke, 1984. — 608 S.; Vinay G. Alto medioevo latino: Conversazioni e no. — Napoli: Guida, 1978. — 554 p.