logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Роберт грейвз (robert graves. 1895-1985)

— автор многих поэтических сборников, книг по теории стихосложения, исторических романов, работ по мифологии и теории мифа, мемуарной прозы. Сын известного ирландского поэта А. П. Грейвза, он начал писать стихи в раннем детстве. По окончании школы поступил на военную службу, годы Первой мировой войны провел на фронте, получил тяжелое ранение, подорвавшее его здоровье на всю жизнь и в корне переменившее мироощущение, обрекшее на долгие годы депрессии; неудачная женитьба усугубила душевную драму поэта. В 1929 г. он публикует свою первую прозаическую книгу-исповедь «Прости-прощай всему этому»; в ней со всей очевидностью проступили главные темы писателей «потерянного поколения»: крушение надежд, ненависть к насилию и агрессии, неприятие жестокого, вероломного мира. После войны Грейвз-поэт мучительно искал выход своему отчаянию, пребывая в конфликте с самим собой и окружающим миром; эти борения и страдания не могли найти выражения в ясном, гармоничном георгианском стихе. Испытывая к тому же и финансовые трудности, Грейвз согласился преподавать в университете Каира (1926), но в 1929 г. перебрался на Майорку, где написал много книг (прозаических и литературоведческих) в сотрудни­честве со спутницей жизни Лаурой Райдинг. В ту пору он создал ряд исторических романов. Наиболее яркие из них — «Я, Клавдий» (1934) и «Божественный Клавдий» (1934), хроники времен римского императора Клавдия из династии Юлиев-Клавдиев, которые изложены от лица самого Клавдия и прослеживают события времен правления Августа, Тиберия и Калигулы. Клавдий, жестокий, но мудрый император, укрепивший военную диктатуру, имперскую власть, отменивший сенат, выдви­гавший на политическую арену «новых людей», привлек писателя как тип правителя-диктатора, парадигма которого не утратила актуальности и для нового времени. Среди прозаических произведений Грейвза особое место занимает роман-притча «Царь Иисус» (1947) — о Сыне Божьем; наряду с попытками многих теологов, историков и беллетристов «реконструировать» события того времени и сам образ Христа, роман Грейвза явился плодом слияния труда историка-философа с высоким вдохновением поэта. Интерес Грейвза к истокам, питающим поэзию, привел его к глубинным, фундаментальным, художественным исследованиям происхождения мифов, культов и религий. Самой крупной работой в этом плане считается «Белая Богиня» (1947), которую он называл «исторической грамматикой поэтического мифа». Здесь Грейвз развивает концепцию, согласно которой в основе всех верований далекого прошлого, послуживших источниками религии нового времени, христиан­ства, лежит миф о поклонении Богине. Для него Муза поэзии — богиня жизни и смерти. Она дарует вдохновение и предмет вдохновения, но и спрашивает с Поэта, требуя от него взамен честности, усердия и преданности. Добровольная ссылка на Майорку, оторванность от литературной и поли­тической жизни, которой бурлила Европа, позволили поэту целиком погрузиться в творчество, об­рести. не оглядываясь на авторитеты и кумиры, свою систему этических и эстетических ценностей. Он выработал собственную оригинальную поэтическую манеру: его стих насытился сложными, та­инственными и фантастическими образами, утратил ясность георгианского, но при этом сохранил четкость формы, ироничность и благозвучность. Используя традиционную метрику, он нашел новое в соединении, казалось бы, несоединимого — романтического образа и откровенно заземленного, сексуального начала; чистоты и искушенности; жизнелюбия и принятия неотвратимости смерти. Тем не менее Грейвз — поэт скорее традиционной английской школы, чем модернист-экспериментатор. Его лирика, любовная и философская, вошла в золотой фонд поэзии XX в.

Произведения

Божественный Клавдий и его жена Мессалина / Пер. Г. Островской. — СПб.: Худож. лит., 1994.— 521 с.; Крик / Пер. Т. Озерской. — В кн.: Дом англичанина, М., 1989, с. 424—444; [Стихотворения]. — В кн.: Из современной английской поэзии, М., 1976, с. 35—151; Я, Клавдий / Пер. Т.Озерской;

[162]

Вступ. ст. Н.Дьяконовой. — Л.: Худож лит., 1990. — 511 с. Claudius the God and his wife Messalina. — Hannondsworth: Penguin books, 1978.— 443 p.; Collected poems 1975.— London: Cassell, 1975.— cm p; Collected short stories.— London: Cassell, 1965.— X, 323 p.; Good-bye to all that.— Har­mondsworth: Penguin books, 1960. — 281 p.; I, Claudius. — London: Barker, 1934. — 494 p.; King Jesus. — New York: Farrar, 1946.— VIII, 424 p.; On poetry: Collected talks and essays.— New York: Doubleday, ,969.- 597 p.; The White Goddess.- New York: Viking, 1958.- XI. 541 p.

Литература

Kirkham М. The poetry of Robert Graves.— London: Athline press, 1969.— VIII, 284 p.; Seymour М.

Robert Graves: Life on the edge — New York: Holt, 1995.— XX, 524 p.