logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Павел вежинов (павел вежинов. 1914-1983)

— родился в Софии. Настоящее имя писателя — Никола Делчев Гугов. За участие в антиправитель­ственных выступлениях был арестован, исключен из классической гимназии. Работал на маленькой фабрике своего отца, в 1939—1944 гг. изучал философию в Софийском университете. Первыми

[79]

литературными опытами стали стихотворения в сатирическом журнале «Жупел» (1931—1934). В рассказах-очерках первой прозаической книги Вежинова «Улица без мостовой» (1938) о жизни со­фийских окраин изображены судьбы «маленьких людей», картины нищеты и разорения. В 1944—1945 п писатель работал фронтовым корреспондентом, редактором военной газеты. Его впечатления отразились в рассказах сборника «На посту» (1947). Военные повести «Златан» (1949) и «Вторая рота» (1949) свидетельствуют об обращении автора к нравственной проблематике. Внутренний мир героев раскрыт в сборниках «Мальчик со скрипкой» (1963) и «Запах миндаля» (1966). Роман «Звезды над нами» (1966) носит философский характер. Он состоит из новелл, объединенных общими героями. Книга полифонична, передает разные взгляды, в том числе и автора, на революцию. В творчестве писателя отчетливо проступает тяготение к притче. Широко известен интеллектуально-психологи­ческий роман Вежинова «Ночью на белых конях» (1975) С последующими произведениями в твор­чество Вежинова прочно вошла психологическая проблематика. Используя элементы вымысла, он раскрывал роль интуиции и подсознания в жизни человека В новеллах сборника «Синие бабочки» (1968) характеры проявляются в необычной, подчас фантастической и загадочной обстановке. В повести «Барьер» (1977) фантастическое становится одним из планов изображения. Девушка Доротея, наделенная способностью летать, существует в особом измерении Героине присуши ум и жажда деятельности, но необыкновенный дар держит ее за порогом реальности, обрекая на гибель. Фан­тастическое начало присутствует и в двух повестях, герои которых — дети: «Белый ящер» (1977) и «Озерный мальчик» (1978). В повести «Измерения» (1979) колоритны экскурсы в прошлое. Обра­тившись к эпохе борьбы против турецкого ига, Вежинов рассматривает роль наследственности в связи поколений и времен. Герой повести «Весы» (1982) — последней крупной работы автора — утрачивает память после черепной травмы. Она возвращается к нему медленно, очищаясь от субъ­ективных, навязанных обстоятельствами впечатлений. По сути, происходит нравственное очищение человека. В произведениях Вежинова отсутствуют дидактические ноты, замысел раскрывается по ходу напряженного сюжета, художественные средства богаты и разнообразны.