logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Шарлотта бронте (charlotte bronte. 1816-1856)

— как и ее сестра Эмили — явление уникальное в истории английской литературы XIX в. Дочери провинциального пастора в Йоркшире, рано умершие от туберкулеза (Шарлотта в 39 лет, Эмили в 30), они вписали яркую и самобытную страницу в развитие английского романа. В их творче­стве — у каждой в соответствии с индивидуальным талантом и тем опытом, который она смогла приобрести за свою короткую жизнь, — с особенной выпуклостью проявились характернейшие черты английского реализма XIX в.: романтический интерес к проблемам личности и романти­ческий пафос в утверждении этического идеала наряду с пристальным исследованием социальных вопросов и их влиянием на судьбу каждого отдельного человека. Их отец, Патрик Бронте, человек властный и даже жестокий, по своим политическим взглядам убежденный тори, вел крайне уединенную жизнь и на такую же обрек своих дочерей. Особенно большое влияние он имел на Шарлотту — именно ему она обязана своей начитанностью, поражавшей многих ее современников. Общение сестер (Шарлотты, Эмили и младшей Энн) с внешним миром началось, когда их отправили в школу для детей малоимущего духовенства. Вынужденная зарабатывать на жизнь, Шарлотта долгое время была гувернанткой в частных домах, затем вместе с сестрой Эмили уехала в Брюссель, где в пансионе господина и госпожи Эгер надеялась приобрести знание француз­ского языка, с тем чтобы впоследствии открыть собственный пансион. «Брюссельский» период оказался решающим в ее жизни: она полюбила хозяина пансиона, господина Эгера, историка и литератора, человека большой эрудиции и широкого кругозора. Это увлечение в значительной степени определило развитие творчества Шарлотты Бронте. Писать Шарлотта начала очень рано. Еще в возрасте 13 лет она вместе с сестрами писала фантастические поэмы и хроники, уно­сившие ее от тягостной реальности отчего дома в вымышленный мир средневековья, окрашенный в яркие, а иногда и зловещие тона, свойственные «готическому» роману тайн и ужасов. В 1846 г., в тайне от близких, Шарлотта послала лондонскому издателю свою первую попытку реалисти­ческого повествования — роман «Учитель». Издатель отверг роман, и он был опубликован лишь после смерти писательницы. «Учитель» — роман автобиографический, история любви молодого учителя Уильяма Кримсворда, поехавшего в Бельгию искать счастья, имеет в основе своей «брюссельский» эпизод. Уже в нем отчетливо прозвучал социальный протест (изображение без­душного, расчетливого дельца, владельца фабрики, лишенного элементарной человечности в обращении с рабочими и своими близкими), свойственный зрелым произведениям Шарлот­ты Бронте. Известность писательнице принес роман «Джейн Эйр», который был опубликован под мужским псевдонимом Керрер Белл. В третьем романс, «Шерли» (1849), Шарлотта Бронте обратилась к периоду 1812—1814 гг., т. е. к тому времени, когда в Англии и, в частности, в Йоркшире широко распространилось движение луддитов. Дочь консерватора, сама нередко назы­вавшая себя консерватором, Шарлотта Бронте с глубокой горечью пишет о трагедии трудового народа и приходит к смелому выводу: ненависть людей, обрушивших свой гнев на станки, — естественное следствие всеобщей социальной несправедливости. «Шерли» — новая ступень в развитии мастерства Ш. Бронте: психологический анализ в нем тоньше и уверенней, психологи­ческие портреты достоверней. Произведением, полностью построенным на автобиографической основе и, в отличие от «Джейн Эйр» и «Шерли», исполненным лирического звучания, явился роман «Виллет» (1853; в рус. пер.— «Городок»). В творчестве Ш. Бронте он был вторым по счету воплощением «брюссельского» эпизода: недаром он назван «Виллет» — так французы иногда называют столицу Бельгии. Жанр, в котором выполнена книга, — жанр психологического романа, основанного на документальном материале. В книге дан тонкий, порой виртуозный анализ душевного состояния героини. «Виллет» — один из первых психологических романов в английской литературе, к опыту которого в дальнейшем обращались многие художники (например, Джордж Элиот), продолжившие развитие этого жанра.

[128]