logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Народное творчество и памятники средневековой европейской литературы древнеисландская литература

Древнеисландская литература по своему содержанию, времени возникновения, а также по художе­ственным особенностям делится на поэзию скальдов, эддические песни и исландские саги. Песни скальдов сохранились до нашего времени в виде цитат, введенных в прозаические сказания XIII в. (исландские саги, см. ниже), сами они, однако, были сочинены, как правило, раньше: в XII, XI, Х и даже IX вв. Скальды были, как о том сообщает исландская традиция, людьми сильными и мужественными, наделенными общественным и, по-видимому, религиозным авторитетом. Содержа­ние скальдической поэзии — рассказ о совершенном подвиге и восхваление его или полученного за деяние дара. Песня (или «виса»), сочиненная в честь врага, могла иногда спасти жизнь ее автору. Стихи скальдов совершенно непохожи на поэзию нового времени. Для них характерны чрезвычайно сложная аллитерация и внутренняя рифма в пределах одной строчки, точное количество слогов и, главное, замысловатые образы, строившиеся как условные поэтические иносказания — «кеннинги». Так, например, понятие «поэзия» обозначается в одной из песен как «прибой дрожжей людей костей фьорда». В этом «кеннинге» «кости фьорда» — горы, «люди гор» — великаны, «прибой дрожжей» — мед, и, наконец, «мед великанов», согласно мифу, — поэзия. «Кеннинг» не является, однако, мета­форой, будучи, скорее, условным и красочным обозначением предмета или понятия. Поэзии скальдов неизвестен лиризм, как он понимается сегодня. До нашего времени сохранились стихи приблизи­тельно 250 скальдов, а всего их известно около 350. Крупнейший и известнейший из скальдов — Эгиль Скаллагримсон (около 910—990); в его стихах уже намечаются некоторые проблески лиричес­кого чувства (поминальная виса «Потеря сыновей»). О богатой событиями жизни этого поэта-воина рассказывает «Сага об Эгиле» (см. ниже об исландских сагах). Одним из последних скальдов был знаменитый Снорри Стурлусон (1179—1241), воин, политический деятель, автор исторических «ко­ролевских саг» и прозаической «Младшей Эдды», представляющей собой по замыслу учебник скальдического искусства. «Эдда» (возможно, это слово первоначально значило «поэтика») Снорри не привела к возрождению поэзии скальдов. Она является незаменимым источником сведений о язы­ческих преданиях и об искусстве древних скандинавов. Почти одновременно с авторской поэзией скальдов в Исландии бытовали мифологические и героические песни, являвшиеся продуктом без­личной традиции. Главным в них была не изощренность формы, при помощи которой утверждал свою личность скальд, а содержание — сказания о сотворении, конце и возрождении мира, о подвигах богов и божественных по своей силе героев, поучения о правильном, освященном традицией образе жизни. Эти песни были записаны приблизительно в середине XIII в. Их свод был открыт в 1643 г. исландским епископом Бриньольвом Свейнссоном, который полагал, что найденный им сборник послужил основой для написания Снорри Стурлусоном его «Эдды» и был составлен исландским ученым Сэмундом Мудрым (1056—1133). Ни то ни другое впоследствии не подтвердилось, но за сборником так и осталось название «Старшей Эдды», которую также иногда называют поэтической и (неправильно) Эмундовой. Даже приблизительная дата возникновения той или иной из эддических песен не установлена, оценки возраста отдельных песен расходятся иногда натри или четыре столетия. Несомненно одно: все песни «Эдды» большее или меньшее время просуществовали в устной традиции, что неизбежно привело к многочисленным позднейшим изменениям в их первоначальной форме и содержании. Песни подразумевали в слушателе некоторое знание мифологии и генеалогии богов, но они намного проще и доступнее по стилю, чем витиеватая поэзия скальдов. Исландские саги, в частности исландские родовые саги, называемые также сагами об исландцах, рассказывают о событиях, происходивших на острове приблизительно в первое столетие после его заселения («век саг», 930— 1030) норвежцами. В самом общем виде они описывают жизнь выдающихся представителей того или иного рода, но не всю ее, а лишь то, что по представлениям того времени считалось значительным и достойным описания. Стержнем повествования, как правило, были родовые распри, сопровождав­шиеся убийствами, сожжениями домов вместе с обитателями, тяжбами на тингах (вече), поединками, изгнаниями и военными походами. О мирном времени в сагах иногда упоминается лишь, что в это

[25]

время «ничего не происходило», что не говорит, однако, о том, что жизнь во всех ее проявлениях не являлась предметом изображения. Исландская родовая сага — по своему существу «быль», ее безымянные авторы стремились поведать читателю «правду», как она ими понималась в соответствии с мировоззренческими нормами, выработавшимися у исландцев ко времени написания или записи саг (XIII в.); при этом, стремясь написать «быль», авторы сказаний придерживались максимальной точности. Поэтому число действующих лиц в родовых сагах очень велико, а сам объем их значителен. Так, например, в самой большой по объему «Саге о Ньяле» упоминается около 650 реально суще­ствовавших исторических лиц. Если учесть, что многие персонажи фигурируют или упоминаются в нескольких сагах, то в совокупности весь свод сказаний можно считать огромной эпопеей, в которой приблизительно в одно время действуют несколько тысяч исландцев со всех концов острова. Ис­ландские саги, таким образом, явление беспрецедентное во всей мировой литературе. Саги в своей основе исторически точны, но было бы ошибкой относить их к разновидности исторического жанра. Действительность подвергается в родовых сказаниях известной эпической стилизации. В центре повествования — всегда личность, наделенная исключительной силой, мужеством или мудростью. Повествование саги всегда сдержанно и не терпит патетики, рассказчик по ходу действия выражает как бы не свое мнение о герое, а коллективное суждение народа, нередко достигая при этом выразительности, сравнимой с художественностью лучших образцов литературы нового времени.

Издания текстов

Исландские саги / Ред., вступ. ст. и примеч. М. И. Стеблина-Каменского. — М.: Гослитиздат, 1956. — 784 с.; Исландские саги.— В кн.: Исландские саги; Ирландский эпос, М., 1973, с. 23—544; Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (с древнейших времен до 1000 г.):

Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука, 1993. — 303 с.; Младшая Эдда / Изд. подгот. О. А. Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский. — Л.: Наука, 1970. — 137 с. — (Лит. памятники); Сага о Греттире / Пер. О. А. Смирницкой; Под общ. ред. и с послесл. М. И. Стеблина-Каменского. — Новосибирск:

Наука, 1976. — 176 с. — (Лит. памятники); Сага о Сверрире / Изд. подгот. М. И. Стеблин-Каменский и др. — М.: Наука, 1988. — 277 с. — (Лит. памятники); Старшая Эдда / Пер. А. И. Корсуна; Вступ. ст. и коммент. М. И. Стеблин-Каменского. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 259 с. — (Лит. памят­ники); Старшая Эдда / Пер. А. И. Корсуна.— В кн.: Беовульф; Старшая Эдда; Песнь о Нибелунгах, М., 1975, с. 183—241; Снорри Стурлусон. Круг земной / Изд. подгот. А. Я. Гуревич, Ю. К. Кузьменко, О.А.Смирницкая, М. И. Стеблин-Каменский.— М.: Наука, 1980.— 687 с.— (Лит. памятники). Eddukvaedi (Saemundar-Edda). Fyrri hjuti. Sidari hluti. — Reykjavik: Islendingas-agnaiitgafan, 1949.— XII, 629 s.; Islendinga sogur: Bd. 1—12.— Reykjavik, 1946—1947; Snorri Sturluson. Edda / Utg. av A. Holstmark, J. Helgason.— Kobenhavn: Munksgaard, 1950.— XIV, 107 s.

Литература

Гуревич А. Я. История и сага.— М.: Наука, 1972.— 196 с.; Гуревич А. Я. «Эдда» и сага.— М.:

Наука, 1979.— 192 с.; Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса.— М.: Наука, 1968.— 362 с.; Стеблин-Каменский М.И. Культура Исландии.— Л.: Наука, 1967.— 181 с. Bredsdorff Т. Kaos og Kaerlighed: En studie i islaendingesagaers livsbillede. — Kebenhavn: Gyldendal, 1971.— 174 s.; Gundmundsson S. Agrip ef fomislenzkri bokmenntasogu. — 3. prentun. — Reykjavik:

Eymundsson, 1949.- 163 s.; Hallberg P. Den fornislandska poesien. - Stockholm: Bonnier, 1962.-187 s.; Hallberg P. Den islandska sagan.— Stockholm: Bonnier, 1956.— 148 s.; Klingenberg H. Edda-Sammlnng lind Dichtnng. — Basel; Stuttgart: Helbing & Lichtenhahn, 1974.— 186 S.