logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Трумэн капоте (truman capote. 1924-1984)

— прозаик, эссеист, киносценарист, один из виднейших представителей «южной школы» в после­военной литературе США. Уроженец Нового Орлеана, Капоте, болезненно пережив разрыв между родителями, провел детские и отроческие годы в разных городках штата Луизиана, воспитываемый близкими и дальними родственниками. С ранних лет обнаружил незаурядные способности к литературе. С 1941 г. становится штатным сотрудником журнала «Нью-Йоркер», из недр которого впоследствии вышло немало именитых писателей. Дебютировав в 1948 г. коротким романом «Другие голоса, другие комнаты» — о драматическом открытии окружающего мира тринадцатилетним подростком Джоулом Никсом, — Капоте зарекомендовал себя одним из виднейших мастеров «малого жанра» с отчетливо индивидуальной поэтикой, отмеченной причудливым сплетением элементов гротескной «готики» с натурализмом и сюрреализмом. Постоянные мотивы произведений Капоте: молодость и бунт — обретают в принесших автору общенациональную известность повестях «Голоса травы» (1951) и «Завтрак у Тиффани» (1958) философскую универсальность, ставя его молодых одиноких героев и героинь — Коллина Фенвика в «Голосах травы», Холли Голайтли в «Завтраке у Тиффани» — в один ряд с сэлинджеровским Холденом Колфилдом, а психологическое и стилевое совершенство «малой прозы» писателя побуждает критиков говорить, что из недр «южной», замешенной на устных преданиях и ностальгии по канувшему в небытие агрикультурному «раю» школы вышел достойный продолжатель традиции У. Фолкнера. Сенсацией в международном масштабе явилась публикация в 1965 г. обширного «романа факта» (или романа-репортажа) «Обыкновенное убийство», шаг за шагом воссоздавшего реальное трагическое происшествие в Канзасе в 1959 г. и положившего начало принципиально новому течению в американской литературе 1960—1970-х гг.— так называемому новому журнализму. Изобилующая социополитическими антагонизмами действительность США «бурных 60-х» по-своему сигнализировала о плодотворности заложенных Капоте, наряду с Норманом Мейлером и Томом Вулфом, основ симбиотического романного жанра. В творчестве самого писателя эта линия получила дальнейшее развитие в сборнике короткой прозы «Музыка для хамелеонов» (1980) — в частности, в написанном на материале криминальной хроники рассказе «Самодельные гробики».

[481]