logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Георг бюхнер (georg büchner. 1813-1837)

— драматург и прозаик. Выходец из семьи дармштадтского врача-хирурга. В 1831 г. поступил на медицинский факультет Страсбургского университета, два года спустя вернулся в Германию, продолжив образование в местном университете в Гисене. В мировоззрении Бюхнера революци­онные идеи, вплоть до убежденности в необходимости насилия и обращения за поддержкой к народу, сочетались с ощущением «дьявольского фатализма истории» (слова Бюхнера из письма к невесте) — и собственной обреченности тоже. Результатом первого стала организация им в 1834 г. в Гисене «Общества прав человека», в которое вошли наиболее радикально настроенные студенты. Несколько месяцев спустя Бюхнер наладил контакты с уже существовавшей в Гессенском кня­жестве подпольной организацией либералов-конституционалистов. Бюхнер был автором послания к гессенским крестьянам, так называемого «Гессенского сельского вестника» (1834) — беспре­цедентного в немецкой политической публицистике документа. Организацию предал провокатор, но крестьяне и сами приносили в полицию подброшенные им экземпляры «Вестника». Многие

205

из сподвижников Бюхнера были арестованы, он же успел бежать в Страсбург, затем перебрался в Цюрих, где в 1836 г. Цюрихский университет присвоил ему степень доктора философских наук за биологическое исследование, построенное на тезисе о единстве всего органического мира. Там же, в Цюрихе, он скоропостижно скончался. За свою короткую жизнь он написал драму «Смерть Дантона» (1835), комедию «Леоне и Лена» (1836; опубл. с цензурными купюрами, 1850; полн. опубл. 1879), неоконченную драму «Войцек» (1836—1837; опубл. 1879) и повесть «Ленц» (1835; опубл. 1839). Комедия «Леоне и Лена», формально — пародия-подражание комедии К. Брентано «Понс де Леон» (1801), в действительности представляет собой, по выражению А. Карель­ского, «монолог романтического мировоззрения... нечто вроде грандиозного «капустника» на ро­мантические темы». Повесть посвящена Я. М. Р. Ленцу, поэту, драматургу и прозаику, чьи взгляды были близки воззрениям самого Бюхнера и чья трагическая судьба была ему небезразлич­на. В ней Бюхнер формулирует свое кредо; «Господь Бог создал мир таким, каким ему надоб­но быть, и нам, пачкунам, не придумать ничего лучшего, все наше рвение должно состоять в том, чтобы хоть немного уловить Его замысел... Художник должен проникнуть в жизнь самых малых и сирых, передать ее во всех наметках, проблесках, во всей тонкости едва приметной мимики». Эту задачу Бюхнер пытался воплотить в своем последнем произведении — драме «Войцек», описывающей горестную судьбу цирюльника — забитого, почти бессловесного, всеми презираемого и осмеиваемого; герой, потрясенный изменой любимой женщины, решается на бунт — на убийство. Сцены помрачения и безумства Войцека оказывают значительно более сильное эмоциональное воздействие, чем самые проникновенные и логически убедительные строки бюхнеровской прокламации. Все художественные произведения Бюхнера имеют документальную либо литературную первооснову, в том числе и самое его знаменитое сочинение — «Смерть Дантона».