logo
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Ричард бринсли шеридан (richard brinslby sheridan. 1751-1816)

— выдающийся драматург эпохи Просвещения. Его дед, педагог, был близким другом Дж. Свифта, отец — артист, преподаватель сценической и ораторской речи, мать — романистка и драматург. Шеридан получил образование в привилегированной школе Харроу, изучал право в Лондоне, но с 1774 г. целиком посвятил себя драматургии и за несколько лет создал почти все свои пьесы:

комедию «Соперники» (1775), фарс «День св. Патрика, или Предприимчивый лейтенант» (1775), комическую «балладную» оперу «Дуэнья» (1775), комедии «Поездка в Скарборо» (1777) и «Школа злословия» (1777, изд. 1780), комедию в жанре «репетиции», т. е. представляющую «сцену на сцене»,— «Критик» (1779). В конце 70-х гг. Шеридан стал руководителем театра «Друри-Лейн», который он возглавлял более 33 лет. Наряду с этим с 1780 по 1812 г. он был членом парламента, одним из лидеров радикального крыла партии вигов. Блестящие речи и демократические убеждения снискали ему не меньшую популярность, чем пьесы. Он выступал за введение всеобщего голосо­вания и парламентскую реформу, в защиту независимости Ирландии, осуждал войну против восставших английских колоний в Северной Америке, требовал признания Французской Респуб­лики и невмешательства в ее дела. Вершина общественной деятельности Шеридана — его обви­нительные речи против английского генерал-губернатора в Индии У. Хейстингса с требованием предать его суду за злоупотребление властью и жестокость. Байрон, высоко ценивший радикализм и ораторское искусство Шеридана, посвятил его памяти стихотворение «Монодия на смерть Р.Б.Шеридана». Комедии Шеридана легки, полны блеска, остроумия и неожиданных парадок­сальных ситуаций; наблюдательность автора и его критическое отношение к высшему обществу придают им разоблачительное звучание; быт и нравы буржуазно-аристократической Англии нари­сованы комедиографом остро, правдиво и выразительно. Шеридан вслед за Голдсмитом выступил против сентиментальной комедии с ее прямолинейной назидательностью. Уже в комедии «Сопер­ники» Шеридан высмеял выспренные, построенные на книжном «жизненном опыте» отношения, Далекие от искренности и подлинной человечности. Один из ярких персонажей комедии — тетка героини, графиня Малапроп. Она увлекается красиво звучащими словами, перевирая их смысл и произношение. Отсюда и вошедший в английский язык термин «малапропизм», который обозначает претенциозную и исковерканную речь.