logo search
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Джойс кэри (joyce cary. 1888-1957)

— мастер социально-психологического романа. Родился в Ирландии в семье разорившихся ан­глийских фермеров. Кэри занимался живописью в художественной школе при Эдинбургском университете, затем изучал юриспруденцию в Оксфорде, работал в Париже в мастерских француз­ских импрессионистов. В 1912—1913 гг. Кэри принимает участие в Балканской войне как добро­волец, а затем занимает должность чиновника колониальной администрации в Нигерии. В 1920 г. Кэри возвращается в Англию и, имея за плечами богатый жизненный опыт, начинает пробовать силы в литературе. Его первый роман появился только в 1932 г., когда Кэри было 44 года. Признание пришло к Кэри не сразу. Основная тема его творчества — столкновение свободного, художественно одаренного человека с современным ему обществом и вскрытие причин этого конфликта. Место действия первых романов Кэри — «Спасенная Эйса» (1932), «Гостья из Америки» (1935), «Африканская колдунья» (1936) и «Мистер Джонсон» (1939) — колония Нигерия. Афри­канская тема оказалась в центре внимания Кэри не только потому, что хорошо была им изучена, и даже не потому, что в 30-е гг. «задворки империи» стали для Британии узловой проблемой дня.

[154]

Больше всего его интересовал лирико-драматический аспект этой темы. Наиболее цельный и совершенный из африканских романов — «Мистер Джонсон»: в нем Кэри удалось дисциплини­ровать форму — черта, практически отсутствующая в его других произведениях. Вторую группу романов Кэри составляют романы о детстве, в известном смысле автобиографические: автор выступает здесь учеником Пруста, воссоздает картины детства, драматически воспроизводя их отражения в памяти взрослого. Вершиной творчества Кэри, его наиболее значительным вкладом в литературу XX в. являются две трилогии. В первую входят романы «Сама себе удивляюсь» (1941), «Путем паломника» (1942), «Из первых рук» (1944). Вторую составили романы «Из любви к ближнему» (1952), «Никто как Бог» (1953), «Не возлюби я честь превыше...» (1954). Композиционно каждая трилогия представляет собой своеобразный триптих, скомпонованный не во времени, а в «пространстве», — они не столько продолжают, сколько дополняют друг друга, каждый раз пока­зывая основные характеры с другой, совершенно иной точки зрения. Действие может двигаться вперед, возвращаться назад, оставаться на месте. Три ведущих персонажа: герой, его антипод и героиня — женщина, связанная с ними обоими, — рассказывают о себе каждый в своей книге. По замыслу Кэри, его трилогии должны были показать человека в тех духовных областях, где он наиболее полно может проявить себя как творец,— в искусстве, политике и религии.