logo search
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Людвиг тик (ludwig tieck. 1773-1853)

— один из крупнейших и разностороннейших писателей романтической школы. Сын берлинского ремесленника, он с гимназических лет подружился с В. Вакенродером (1773—1798), чье влияние испытал. Роман в письмах «Вильям Ловель» еще коренится в традициях сентиментализма, но уже в «Народных сказках, изданных Петером Лебрехтом» (три тома, 1797) проявилась романтическая ориентация писателя; тогда же он познакомился и подружился с братьями Ф. и А. В. Шлегелями. Незаконченный роман «Странствия Франца Штернбальда» (1798), созданный при участии Вакенродера, представляет собой романтизированный вариант просветительского воспитательного романа, образцом которого считался «Вильгельм Мейстер» Гёте. Его герой, чувствительный, романтически одухотворенный юноша-художник, погружен в томительное ожидание чудесных свершений, поэ­тизирует волшебный немецкий лес, черпает вдохновение в средневековой мистике и народных преданиях, ищет живой гармонии в соединении искусства с религией. С наибольшей силой талант Тика проявился в рассказах на сказочные сюжеты, вошедших в «Народные сказки» и пронизанных насмешкой над филистерским корыстолюбием. В них возникает разработанный позже Э. Т. А. Гоф­маном мотив «двоемирия», превосходства фантастических видений над серой повседневностью «реального» мира («Белокурый Экберт», «Руненберг» и др.); противопоставление обывательского благоразумия полному невыразимого очарования уединению в лесной глуши окрашено у Тика в мистические тона, грань между сказкой и действительностью нередко стирается. Эти же мотивы преобладают и в драматических сочинениях Тика — комедии-сказке на сюжет Перро «Кот в сапогах» (1797, 1811), шуточных комедиях «Мир наизнанку» (1799), «Принц Дзербино, или Путе­шествие в страну хорошего вкуса» (1799). «Жизнь и смерть святой Генофефы» (1799). В сборнике рассказов «Фантас» (т. I—III, 1812—1816) сказочные и мистические элементы хотя и присутствуют, но приглушены, оттеснены на задний план. В сочинениях позднего периода — новелле «Жизнь льется через край» (1839) и романе «Виттория Аккоромбона» (1840) — Тик все больше отдает предпочтение реалистическим способам отображения действительности.