logo search
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Шервуд андерсон (sherwood anderson. 1876-1941)

— бытописатель американской провинции, родоначальник психологической новеллы XX в. В начале 1920-х гг. был в числе ведущих фигур американской литературы. Вместе с Драйзером он выступил против влияния «нежного реализма» с его традицией сугубо нравственного подхода к изображению жизни, и его творчество оказало значительное влияние на писателей первого после­военного поколения. Фолкнер назвал его «отцом моего поколения американских писателей и той традиции в американской литературе, которую продолжат наши последователи». Андерсон родился в бедной многодетной семье в штате Огайо на Среднем Западе. С юношеских лет начал трудовую жизнь: был пастухом, разносчиком газет, помощником конюха на ипподроме. В 1896 г. переехал в Чикаго, работал грузчиком, агентом в рекламном бюро. В 1898—1899 гг. участвовал в америка­но-испанской войне. Писать начал поздно. Первые рассказы Андерсона были опубликованы в 1914—1915 гг., когда ему было почти сорок лет. Уже известным писателем он продолжал служить в рекламной конторе, оставив работу только в 1923 г. В романах и рассказах Андерсон показал жизнь и быт американской провинции, процесс индустриализации, захватывающий маленькие городки, тяжелое положение рабочих, одиночество людей, их неудовлетворенность жизнью и неумение найти в ней свое место. Герой романа «Сын Уинди Макферсона» (1916) — бунтарь, бросающий вызов обществу. Тема достижения успеха показана с обратной стороны: преуспев в жизни, достигнув богатства и власти, он становится циником и опустошенным человеком. Роман «Люди на марше» («В ногу!», 1917) — это одна из первых книг о рабочем классе США. В шахтерском поселке люди ничего не знают, кроме тупого бессмысленного труда. Герой, сын шахтера, стремится вырваться из этой среды, становится адвокатом. Его идея — создать сплоченную дисциплиниро­ванную армию из рабочих, но ясной революционной программы у него нет. Настоящий успех принесла писателю книга рассказов «Уайнсбург, Огайо» (1919). В 20-е гг. были опубликованы сборники рассказов «Триумф яйца» (1921), «Кони и люди» (1923), романы «Много браков» (1923), «Темный смех» (1925), автобиографические книги «История рассказчика» (1924) и «Детство на Среднем Западе» (1926), дневники, ряд репортажей и очерков. Творческое наследие Андерсона неровно. В романах 20-х гг. он отдал дань модернистским тенденциям. Написанные в форме потока сознания, они слабы композиционно и, хотя в свое время имели успех, сейчас уже забыты. Автобиографическая книга «История рассказчика» — интересный литературный документ: путь духовного развития художника показан на широком фоне американской жизни после Гражданской войны. В годы экономического кризиса активизируется общественная деятельность Андерсона. Он выступает перед бастующими рабочими, участвует в антивоенном конгрессе в Амстердаме, является одним из авторов публицистической книги «Говорят горняки Харлана». В его романе «По ту сторону желания» (1932) описана крупная стачка текстильщиков, происшедшая в 1929 г. в штате Северная Каролина. Борьба рабочих с владельцами фабрик и полицией показана не как стихийное, а как сознательное и организованное выступление за свои права. Роман состоит из четырех частей, объединенных главным героем Редом Оливером. Сын провинциального врача, он случайно оказался в лагере бастующих и возглавил восстание. Однако двойственность мировоззрения Андерсона проявилась и здесь. Он симпатизирует коммунистам, но в то же время боится классовой борьбы. В дальнейшем писатель отошел от активной общественной жизни. В последние годы он вновь вернулся к тематике ранних произведений: изображению провинциальной жизни, одиночества и разобщенности людей. Посмертно была опубликована «Книга мемуаров» (1942).