logo search
12- Основные произв иностр худ лит-ры_Европа Ам

Юджин о'нил (eugene o'neill. 1888-1953)

— первый американский драматург, которому удалось вывести театр Америки из кризиса и приблизить его к европейским вершинам своего времени — театру Шоу, Ибсена, Стриндберга. Театр О'Нила — подлинная летопись жизни американского общества, целый мир, где живут его герои: бывшие актеры, фермеры, потомки южных аристократов, моряки, обитатели «дна». ЮджинО'Нил родился в Нью-Йорке в семье эмигрантов из Ирландии. Отец О'Нила был актером романтического толка, и его личность оказала на будущего драматурга огромное влияние. В свои пьесы последних лет — «Долгое путешествие в ночь» и «Душа поэта» — О'Нил вложил много личного, автобиографичность их несомненна. Путь О'Нила к литературе и театру был непрост и нелегок, он перепробовал множество профессий, много скитался. Его первая книга « Жажда" и другие одноактные пьесы» вышла лишь в 1914 г., а первый сценический успех пришел двумя годами позже, когда актеры театра «Провинстаун Плейерз» поставили его пьесы «К востоку на Кардифф» и «Жажду». В 1920 г. пьеса «За горизонтом» была удостоена Пулитцеровской премии. В 1925 г. драматург заявил о своем стремлении «описать Жизнь сквозь призму множества чело­веческих жизней», то есть понять и воссоздать общие каноны жизни, воплощенные в судьбах отдельных личностей. В пьесах «Император Джонс» (1920), «Косматая обезьяна» (1921), «Великий бог Браун» (1925), «Лазарус смеялся» (1925—1926) преобладает абстрактное осмысление жизни, ее низменных, вечных, с точки зрения О'Нила, законов. Другую группу составляют пьесы, в которых особенно важна конкретная ситуация, сложившаяся в повседневном бытии вполне реальных людей,— «Любовь под вязами» (1924), «Странная интерлюдия» (1926—1927), «Траур — участь Электры» (1928—1931). Эти произведения оказались наиболее жизнеспособными, им была уготована интересная театральная судьба. В последних пьесах О'Нила видение жизни становится особенно глубоким, почти пророческим. В отличие от трилогии «Траур — участь Электры» или «Любви под вязами», где ощущается элемент рока, злой судьбы, в драмах «Долгое путешествие в ночь» (1940—1941), «Душа поэта» (1935—1943), «Продавец льда грядет» (1939) трагизм порождается обстоятельствами реальной жизни и воспринимается как психологическая и историческая законо­мерность. О'Нил как бы подводит итоги своего творчества; в центре этих трех пьес — несложив­шиеся человеческие судьбы, неосуществленные таланты, разбитые сердца; у героев — одинокая, бессмысленная жизнь, и напрасны все попытки выйти из этого порочного круга. Одним из первых на Западе О'Нил почувствовал всю пагубность развития «века прогресса», катастрофически разру­шающего привычные связи и отношения, делающего невозможным простое человеческое счастье. О'Нил — один из самых трагических писателей XX в., в своих произведениях не оставивший даже намека на благополучие и успокоенность, даже подобия благоприятного исхода. О'Нил не успел осуществить свой грандиозный замысел — написать цикл из одиннадцати пьес, в котором собирался рассказать о двух веках жизни одной американской семьи. Но и без этого его творчество во всей совокупности воспринимается как один большой и обстоятельный рассказ о жизни Америки. В 1936 г. О'Нилу была присуждена Нобелевская премия по литературе.