66. Античная лирика
Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность осознала свою самостоятельность, отделив себя от природы и коллектива. Термин “лирика” заменил более ранний – “мелика” (от “мелос” – мелодия). По Платону, мелос состоит из трех элементов – слова, гармонии и ритма. Под мелосом древние понимали соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Слово “лирика” подразумевает аккомпанемент музыкальным инструментом – лирой, кифарой или флейтой. Лирика классического периода дошла до нас в виде фрагментов или цитат, приводимых античными авторами. Первое произведение античной лирики относится в VII веку: в апреле 648 года было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э. Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в свою очередь, делится на монодическую и хоровую. Декламационная лирика включает в себя элегию и ямб. Элегия – это заплачка, причитание, исполняемое в сопровождении флейты. Впоследствии скорбный характер сменяется наставительны побуждающим. Исполнялась на пирах и народных сходках. Следы траурного характера сохранились в надгробных надписях – эпиграммах. Наиболее распространена была гражданская, военно-патриотическая элегия. Известным ее представителем был Каллин из Эфеса: Представителем любовной элегии был Мимнерм (ок.600 г. до н.э.), который предпочитал смерть старости и отсутствию наслаждений, называл любовь “золотой Афродитой” и воспевал любовь к флейтистке Нанно. На земледельческих праздниках плодородия, характеризующихся разгулом и сквернословием, исполнялись насмешливые песни, направленные против отдельных лиц – ямбы, как средство выражения личных чувств. Ямбы метрически составлялись собственно ямбом ( ~ – ) и трохаями, т.е. хореем ( – ~ ). Симонид Аморгский воспевал бодрость перед лицом бедствий жизни. Он выделяет 10 типов женщин, происшедших от 10 животных, причем хорошими считает только тех, кто произошел от пчелы. Гиппонакт считается отцом пародии, творит на языке улицы и притонов, изображает себя нищим попрошайкой,он высмеивает богов, живописцев, женщин.
Монодическая лирика представлена тремя великим поэтами. Это Алкей, Сапфо и Анакреонт.
Алкей – поэт эпохи борьбы демоса против аристократии, бежавшей с материковой Греции на острова, в частности на остров Лесбос. Он повествует о превратностях своей судьбы. Государство изображается в виде корабля в бушующих волнах (этот образ впоследствии заимствовал Гораций). Настроение его агрессивно, ощущение жизни – трагично, при этом его любимые темы – природа, любовь, женщины и вино. Вино – средство от всех горестей, “зеркало для людей”, в нем – единственное утешение. Известно его четверостишие, посвященное “фиалкокудрой” Сапфо.
На Лесбосе мужчины и женщины составляли замкнутые содружества и проводили время вне семьи. Во главе женского содружества – “дома служителей Муз” – стояла поэтесса Сапфо (или Сафо). Круг интересов содружества составлял и тематику ее поэзии – женские культы, любовь, ревность. По одной легенде, она бросилась со скалы от любви к юноше Фаону. По другой – дожила до старости, была замужем, имела дочь Клеиду. Несмотря на существуюшие домыслы о нравственности Сапфо, Алкей называл ее “чистой". Сапфо писала гимны к Афродите, плачи по Адонису. Известны ее эпиталамы – свадебные песни после пира, перед спальной молодых, девушки жалуются, что жених отнял у них подругу, хвалят ее, затем и его.
Анакреонт примыкает в лесбийской лирике Алкея и Сапфо ( П пол VI века). Его поэзия полна веселого, изящного и игрового эротизма. Он описывает игры Эрота, любовное безумие. Анакреонт фиксирует один момент, без философских рассуждений. Характерные черты его поэзии – живость, ясность, простота, изящество послужили примером для подражаний во все века.
Хоровая лирика возникла из гимнов богам – это ном, пеан, просодий (Во время процессий), парфений (девичья песнь), гиперхема (в честь Аполлона), пиррихия (в честь Ареса).
В конце VI – начале V века, в эпоху расцвета хоровой лирики наиболее распространенным жанрами были дифирамб (порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из 50 человек, одетых в козлиные шкуры и маски), эпиникий (песнь в честь победителя на ежегодных спортивных состязаниях) и энкомий (песнь в честь определенного лица).
Наиболее известными представителями хоровой лирики были Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар и Вакхилид.
Стесихор писал гимны, пеаны, буколические и эротические стихи. Существует легенда о том, что он изобразил Елену Прекрасную в дурном свете и ослеп, потом написал, чыо это был призрак Елены – и прозрел.
Ивик, странствующий поэт, был убит разбойниками. Писал энкомии, посвященные разным личностям, гимны любовного содержания.
Симонид Кеосский воспевал героические события греко-персидской войны. Известно, что он победил Эсхила в состязании эпиграмм в честь погибших при Марафоне. Он писал эпиникии, френы (похоронные плачи), дифирамбы, эпиграммы. Его выражения в виде афоризмов цитировали Ксенофонт, Платон, Аристофан: “ Все – игра, и ни к чему не стоит относиться слишком серьезно”, “я не ищу того, чему невозможно быть”.
Пиндар – самый знаменитый из всех классических лириков. До нас дошли 4 книги его эпиникиев, в каждой из которых воспеваются победител разных игр: олимпийских, пифийских, немейских и истмейских. Стиль Пиндара – торжественный, величавый, особенно в патриотической лирике.
Вакхилид – племянник Симонида Кеосского – писал оды, дифирамбы (его “Тезей” – единственный дифирамб, дошедший до нас целиком). Вакхилиду чужд непреклонный аристократизм Пиндара, он восхваляет доблесть человека вообще.
67. Особенности литературы этой поры:
1. Соотношение между церковной и светской литературой решительно изменяется в
пользу светской. Формируются и процветают новые сословные направления:
рыцарская и городская литература.
2. Расширилась сфера литературного употребления народных языков: в городской
литературе предпочитают народный язык, даже церковная литература обращается к
народным языкам.
3. Литература обретает абсолютную самостоятельность по отношению к фольклору.
Литература начинает оказывать влияние на фольклор (напр., рыцарский роман
влияет на героический эпос).
4. Возникает и успешно развивается драматургия.
5. Продолжает развитие жанр героического эпоса. Возникает ряд жемчужин
героического эпоса: "Песнь о Роланде", "Песнь о моём Сиде", "Песнь о
Небелунге".
Героический эпос.
Героический эпос - один из наиболее характерных и популярных жанров европейского
средневековья. Во Франции он существовал в виде поэм, называвшихся жестами,
т. е. песнями о деяниях, подвигах. Тематическую основу жест составляют реальные
исторические события, большинство из которых относится к VIII - X вв. Вероятно,
сразу же после этих событий возникли предания и легенды о них. Возможно также,
что предания эти первоначально существовали в виде кратких эпизодических песен
или прозаических рассказов, сложившихся в дорыцарской дружинной среде. Однако
очень рано эпизодические сказания вышли за рамки этой среды, распространились в
народных массах и превратились в достояние всего общества: им с одинаковым
восторгом внимало не только воинское сословие, но и духовенство, купечество,
ремесленники, крестьяне.
Поскольку изначально эти народные сказания предназначались для устного напевного
исполнения жонглерами, последние подвергали их интенсивной обработке, которая
заключалась в расширении сюжетов, в их циклизации, во введении вставных
эпизодов, иногда очень больших, разговорных сцен и т. п. В результате краткие
эпизодические песни приняли постепенно вид сюжетно и стилистически
организованных поэм - жест. Кроме того, в процессе сложного развития некоторые
из этих поэм подвергались заметному влиянию церковной идеологии и все без
исключения - влиянию идеологии рыцарской. Поскольку рыцарство обладало высоким
авторитетом для всех слоев общества, героический эпос приобрел широчайшую
популярность. В отличие от латинской поэзии, практически предназначенной для
одних только клириков, жесты создавались по-французски и были понятны всем.
Ведя происхождение из раннего средневековья, героический эпос принял
классическую форму и пережил период активного бытования в XII, XIII и отчасти
XIV в. К этому же времени относится и его письменная фиксация. Жесты имеют
объем от 900 до 20 000 восьми- или десятисложных стихов, связанных ассонансами.
Они состоят из особых, неравных по размеру, но обладающих относительной
смысловой законченностью “строф”, называемых лессами. Всего сохранилось
около ста героических поэм. Жесты принято разделять на три цикла: 1) цикл
Гильома д'Оранж (иначе: цикл Гарена де Монглан - по имени прадеда Гильома); 2)
цикл “мятежных баронов” (иначе: цикл Доона де Майанс); 3) цикл Карла Великого,
короля Франции. Тема первого цикла - бескорыстная, движимая лишь любовью к
родине служба верных вассалов из рода Гильома слабому, колеблющемуся, часто
неблагодарному королю, которому постоянно угрожают то внутренние, то внешние
враги. Темой второго цикла является мятеж гордых и независимых баронов против
несправедливого короля, а также жестокие распри баронов между собой. Наконец, в
поэмах третьего цикла (“Паломничество Карла Великого”, “Борта Большеногая” и
др.) воспевается священная борьба франков против “язычников”- мусульман и
героизируется фигура Карла Великого, предстающего как средоточие добродетелей и
оплот всего христианского мира. Самой замечательной поэмой королевского цикла и
всего французского эпоса является "Песнь о Роланде", запись которой относится к
началу XII в.
Особенности героического эпоса:
1. Эпос создавался в условиях развития феодальных отношений.
2. Эпическая картина мира воспроизводит феодальные отношения, идеализирует
сильное феодальное государство и отражает христианские верования, хр. идеалы.
3. В отношении истории, историческая основа просматривается четко, но при
этом она идеализируется, гиперболизируется.
4. Богатыри – защитники государства, короля, независимости страны и
христианской веры. Всё это трактуется в эпопеи как общенародное дело.
5. Эпопея связана с фольклорной сказкой, с историческими хрониками, иногда с
рыцарским романом.
6. Эпопея сохранилась в странах континентальной Европы (Германии, Франции).
Памятники героического эпоса оформились к XI – XIV вв. К важнейшим из них
относятся французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моём Сиде",
немецкая "Песнь о Нибелунгах", южнославянские песни Косовского поля и о Марко
Королевиче, восточнославянское "Слово о полку Игореве". Большая часть
памятников зрелого Средневековья дошла до нас в форме пространных поэм,
возникших в результате творческой переработки более древних эпических сюжетов,
по традиции бытовавших в устной форме. Постепенно изменилось как содержание,
так и стиль произведения: усложнился сюжет, сжатость изложения в песне уступила
место эпической широте, увеличилось число действующих лиц и эпизодов,
появилось описание душевного состояния героев и т.д. В эпоху зрелого
Средневековья носителями эпической традиции, ее хранителями, а нередко и
авторами обработок народно-героических преданий выступали профессиональные
певцы и сказители: жонглёры – во Франции, шпильманы – в
Германии, хуглары – в Испании. Сохранившиеся произведения эпического
жанра не имеют автора. Эпический певец, перерабатывающий по-новому традиционные
сюжеты и образы, передававшиеся до него из поколения в поколение, не мог
чувствовать себя единоличными автором памятника и оставался безвестным, как и
его предшественники. Но исполнение эпического произведения не было просто
механическим повторением старого, а часто являлось импровизацией, творчеством.
Рыцарская литература.
Пoэзия трубaдурoв, зaрoдившaяся в кoнце XI векa, пo-видимoму, нaхoдилaсь пoд
сильным влиянием aрaбскoй литерaтуры. Вo всякoм случaе, фoрмa стрoф в песнях
"первoгo трубaдурa", кaкoвым трaдициoннo считaют Гильoмa IX Aквитaнскoгo,
oчень пoхoжa нa зaджaль, нoвую пoэтическую фoрму, изoбретенную пoэтoм
aрaбскoй Испaнии Ибн Кузмaнoм.
Крoме тoгo, пoэзия трубaдурoв знaменитa изoщреннoй рифмoвкoй, a тaкoй
рифмoвкoй oтличaлaсь и aрaбскaя пoэзия. Дa и темы вo мнoгoм были oбщими:
oсoбеннo пoпулярнoй, нaпример, у трубaдурoв былa темa "fin'amor","идеaльнoй
любви", кoтoрaя в aрaбскoй пoэзии пoявилaсь ешё в X веке, a в XI веке былa
рaзрaбoтaнa в aрaбскoй Испaнии Ибн Хaзмoм в знaменитoм филoсoфскoм трaктaте
"Oжерелье гoлубки", в глaве "O преимуществе целoмудрия": "Лучшее, чтo мoжет
сделaть челoвек в любви свoей - этo быть целoмудренным."
Немaлoе влияние oкaзывaлa нa пoэзию трубaдурoв и культурa, унaследoвaннaя oт
Древнегo Римa: oчень чaстo встречaется в песнях южoфрaнцузских пoэтoв
бoжествo Aмoр, в песне Рaимбaутa де Вaкеирaсa упoминaются Пирам и Фисбa.
И, кoнечнo же, пoэзия трубaдурoв изобилует христианскими мoтивaми; Богу
адресует свое позднее стихoтвoрение Гильoм Aквитaнский, a многие песни и
вовсе пaрoдируют диспуты нa религиозные темы: так, знаменитые трубадуры де
Юссели спорят o том, что предпочтительнее, быть мужем или любoвникoм Дамы.
(Пoдoбные "диспуты" на самые разные темы oфoрмились в специфические
стихoтвoрные формы - пaртимен и тенсoну.)
Таким oбрaзoм, пoэзия трубaдурoв вoбрaлa в себя духoвнoе и светское наследие
aнтичнoсти, христиaнскoи и ислaмскoй филoсoфии и пoэзии. И поэзия трубaдурoв
стaлa неверoятнo рaзнooбрaзнoй. Сaмo слoвo - трубадур (trobador) oзнaчaет
"изoбретaющий, нaхoдящий" (oт "trobar" - "изoбретaть, нaхoдить"). И
деиствительнo, пoэты Oкситaнии слaвились свoей любовью к сoздaнию новых
стихoтвoрных форм, искусной рифмовке, игре слов и aллитерaции.
Известно oкoлo 500 различных строфических форм в поэзии трубaдурoв! Причем,
рифмoвкa мoжет быть и внутри стрoф, как в песне Пейре Видaля:
Хaрaктерны для пoэзии трубaдурoв и самые рaзнooбрaзные жанры - aльбa,
кaнсoнa, тенсoнa, плач, пaртимен, сирвентa, пaстурель, не гoвoря уже o более
редких и личных экспериментах, вроде "песен ни o чем" (Гильoм Aквитaнский,
Рaимбaут Oрaнский).
тренняя песня", мoглa включать в себя и диaлoг влюбленных, встречaюших зарю,
и мoнoлoг стoрoжa. Ее oснoвнoй темой была тема рaсстaвaния Дамы и ее
вoзлюбленнoгo. Например, aльбa aнoнимнoгo aвтoрa:
"Дaмa и друг её скрыты листвой
Блaгoухaннoй беседки живой,
"Вижу рассвет!"-прoкричaл чaсoвoй,
Боже, как быстро приходит рассвет..." (перевод A.Нaймaнa)
Тенсoнa, пaртимен, пaстурель - oпять-тaки представляют сoбoй диaлoг.
Тенсoнa - куртуазный "диспут", предпoлaгaющий срaвнительнo свoбoднoе
развитие.
Пaртимен - более строг и пoхoж нa диспут.
Пaстурель oбычнo oписывaет диaлoг рыцаря и пастушки, в кoтoрoм пaстушкa
чаще oдерживaет верх.
Oгрoмнoй пoпулярнoстъю у трубaдурoв пoльзoвaлaсь и сирвентa. Это песня
"на злобу дня". В сирвенте трубадур мог укорять кoгo-либo, сетoвaть нa людские
пoрoки, oбличaть. Так, Бертран де Борн пoдстрекaл в своих сирвентaх Генриха
Плaнтaгенетa срaжaться с Ричaрдoм, пoнoсил сoюзникoв, кoтoрые его брoсили,
вoзмущaлся пoступкaми Ричaрдa Львиное Сердце:
"Я нaчинaю петь в негoдoвaнье,
Узнав o низком Ричaрдoвoм плане:
Чтоб выполнить oтцoвскoе желанье,
Был Мoлoдoй Кoрoль как на aркaне,
Сoглaсье брату на кoрoнoвaнье
Дать приведен!
Безвластен Генрих! Кoрoлевствoм дряни
Гордиться может трон!" (перев.A.Нaймaнa)
В песне-плaче (planh) oплaкивaлaсь смерть друга, пoкрoвителя или прoстo
увaжaемoгo челoвекa. Бертран де Борн нaписaл плач по "Мoлoдoму Кoрoлю" (так oн
нaзывaл стaршегo сына Генриха).
Кaнсoнa сoстoялa из 5-7 стрoф с "пoсылкoй" - посвящением Даме или
пoкрoвителю. Oбычнo в ней пелось o любви к Даме, чьи дoстoинствa всячески
вoспевaлись.
Рыцарский роман.
Рыцарский роман формировался в северо-французских землях во второй половине
XII в. Он сосуществует и тесно взаимодействует с героическим эпосом. Р.Р. не
опирался на традиции античного романа. Но берет начальную основу в
героическом эпосе (античность, раннее средневековье). Существует три
источника материала. Тематические циклы романа:
1. Античный цикл. Это следующие романы: "Роман об Инее", "Роман о Трое"
(Бенуа де Сент Мор), "Роман об Александре" (в основе – "Энеида" Вергилия).
2. Бретонский (артуровский) цикл – памятники кельтского героического
эпоса. Множество романов различных авторов. "Роман о Тристане и Изольде".
3. Византийский цикл – материалы волшебных сказок (впечатления от
крестовых походов, рыцарских экспедиций).
В рыцарском романе есть основные признаки романного жанра:
- романная, а не эпическая картина мира;
- в центре внимания – частная жизнь, семейные отношения, дружба, любовь;
Это любовно-авантюрный роман.
- вассальные отношения в Р.Р. мыслятся как дело личностного выбора ®
- романная концепция человека – концепция человека как личности, живущей в
соответствии со своими интересами. Признается важность и законность этих
интересов.
- Р.Р. стремится показать жизнь не в статике, а в динамике, в движении. В
Р.Р. развиваются события ® важная роль принадлежит сюжету (много
неожиданного, фантастического). Образы романтических героев редко
эволюционируют.
- герои Р.Р. самостоятельно решают важны
Городская литература Средневековья.
Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI
в.). XIII в. – расцвет городской литературы. В XIII в. начинает клониться к
закату рыцарская литература ® начало кризиса и деградации. А городская
литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей,
ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей.
Городская литература создаётся силами горожан. А в городах в средние века
жили прежде всего ремесленники и торговцы. В городе также живут и работают
люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и
представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме того, в
города переселяются феодалы, которые остались без замков.
Þ В городе встречаются сословия и начинают взаимодействовать. Благодаря
тому, что в городе грань между феодалами и сословиями стирается, происходит
развитие, культурное общение – всё это становится более естественным. Поэтому
литература вбирает в себя богатые традиции фольклора (от крестьян), традиции
церковной книжности, учёности, элементы рыцарской аристократической
литературы, традиции культуры и искусства зарубежных стран, которые приносили
торговые люди, купцы. Городская литература выражает вкусы и интересы
демократического 3-го сословия, к которому принадлежало большее количество
горожан. Интересы их определялись в обществе, -- они не имели привилегий, но
зато горожане имели свою независимость: экономическую и политическую. светские
феодалы хотели прибрать к рукам процветание города. Эта борьба горожан за
независимость определила основное идейное направление городской литературы –
антифеодальная направленность. Горожане хорошо видели многие недостатки
феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе
в виде сатиры. Горожане, в отличие от рыцарей не пытались
идеализировать окружающую действительность. Наоборот, мир в освещении горожан
представлен в гротескно-сатирическом виде. Они намеренно
гиперболизируют негатив: глупость ® сверхглупость, жадность ® супержадность.
Горожане – люди деловитые, привычные заниматься серьёзными вещами, приносившими
пользу. Свой жизненный опыт горожане стремились зафиксировать в произведении,
кроме того, их цель – это спасение души через обличение пороков с помощью
смеха, таким образом помогает людям исправиться. Þ Городская литература
отличается вниманием кповседневной жизни человека, к быту.
Þ Пафос городской литературы дидактический и сатирический
(в отличие от рыцарской литературы).
Þ Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не
стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное – донести
мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только
стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые
подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного
происхождения.
Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь
берет начало прозаическая литература.
Þ Тип героя весьма обобщён. Это рядовой человек вообще, не
индивидуализирован. Он представлен как показательный пример человека,
применимый ко многим. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со
священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость,
изворотливость, жизненный опыт – черты героя. Если его хитрость доходит до
жестокости, горожане не осуждают его, т.к. он находится в неравном контакте,
поэтому этот хитрец живёт по примеру: "Хочешь жить – умей вертеться". Поэтому
герои выходили победителями из разных ситуаций.
Þ Жанрово-родовой состав.
В городской литературе развиваются все 3 рода.
· Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний
любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо
выше, в силу своего образования всё-таки оказали синтез на городскую лирику.
· В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам,
горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в
том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и
какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких
анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека (напр.:
"Завещание осла" – анекдотический эпизод в необычном освещении).
· Крупные формы средневековой словесности все-таки присутствовали: "Роман
о Лисе", который возник во Франции в конце XII в. Это эпопея, но к
жанру героического эпоса его нельзя отнести – это сатирический животный
эпос. Все персонажи здесь аллегоричны. Все звери изображают представителей
верхних сословий. В центре – Лис, которому достаётся роль хитреца. Царство
людей уподобляется миру людей. Цель – показать, что в царстве людей царят
волчьи законы, нет справедливости. Лис – обобщённый образ человека, который
находится в феодальном обществе, который должен ловчить и беззаконить, дабы
самому не стать жертвой. Ещё одна характерная особенность эпопеи: "Роман о
Лисе" складывался в устной традиции и постепенно. По своей форме эпопея о Лисе
построена как пародия на рыцарский роман. Здесь есть приключенческий сюжет, но
подвиги – не высокие, а низкие проделки. Есть вместо красивой любви – измены.
Вместо доблестей – низменные побуждения. Эта форма пародии на рыцарский роман
не случайна, в литературе отражалось критическое отношение к феодалам,
пародируя рыцарский роман.
· Большая заслуга городской литературы: в городской среде начинает развиваться и
достигает расцвета драматический род литературы. Драматический род
развивался по двум линиям:
1. Церковная драма. Восходит к сословной литературе. Становление
драматургии как литературного рода. Сходство чем-то с греческой драматургией: в
дионисском культе создавались все элементы драмы. Точно также все элементы
драмы сходились и в церковно-христианской службе: поэтическое, песенное слово,
диалог между священником и прихожанами, хором; переоблачения священников,
синтез различных видов искусства (поэзии, музыки, живописи, скульптуры,
пантомимы). Все эти элементы драматургии были в христианской службе –
литургии. Нужен был толчок, который бы заставил интенсивно развиваться эти
элементы. Таким толком стало то, что церковная служба велась на непонятном
латинском языке. Поэтому возникает мысль сопроводить церковную службу
пантомимой, сценами, связанными с содержанием церковной службы. Такие пантомимы
проводились только священниками, затем эти вставные сценки приобретали
самостоятельность, обширность, их начали разыгрывать до и после службы, затем
выходили за стены храма, проводили представления на рыночной площади. А за
пределами храма могло зазвучать и слово на понятном языке.
Это церковное действие встречалось со второй драматической стороной Þ
2. Светский балаганный театр, бродячий театр.
Вместе со светскими актерами в церковную драму проникают элементы светской
драмы, бытовые и комические сценки. Так происходит встреча первой и второй
драматических традиций.
Драматические жанры:
· Мистерия – инсценировка определённого эпизода Священного Писания, они
анонимны ("Игра об Адаме", "Мистерия страстей господних" – изображали страдания
и смерть Христа). Они стихотворные.
· Миракль – изображение чудес, которые творят святые или Богородица.
Этот жанр можно отнести к стихотворному жанру. "Миракль о Теофиле" – построено
на сюжете взаимоотношения человека с нечистой силой. Теофил заключает союз с
дьяволом. Однако потом он одумывается и раскаивается. Он обращается за помощью
к Богоматери.
· Фарс – маленькая стихотворная комическая сценка на бытовую тему. В
центре – удивительный, нелепый случай. Основная цель фарса – позабавить
анекдотичностью ситуации, сверхглупостью. Анекдотический эффект создаётся
грубым комизмом – фарсовым примитивным комизмом. Есть в любом жанре
нравоучительный смысл. Самые ранние фарсы относятся к XIII в. Развиваются до
XVII в. Фарс ставится в народных театрах, площадях.
· Моралите. Основное назначение – назидание, моральный урок аудитории в
виде аллегорического действия. Основные персонажи – аллегорические фигуры
(порок, добродетель, власть).
Городская литература в средние века оказалась весьма богатым и разносторонним
явлением. Это разнообразие жанров, развитие трёх родов литературы,
многогранность стиля, богатство традиций – всё это обеспечивало данному
сословному направлению большие возможности и перспективы. Кроме нее горожанам
открывалась сама история. Именно в городе в эпоху Средневековья начали
формироваться новые для феодального мира товаро-денежные отношения, которые и
станут основой будущего капитального мира. Именно в недрах третьего сословия
начнёт формироваться будущая буржуазия, интеллигенция. Горожане чувствуют,
что будущее за ними, уверенно смотрят в завтрашний день. Поэтому в XIII в.,
веке интеллектуальной образованности, науки, расширения кругозора, развития
городов и духовная жизнь горожан начнёт существенно меняться.
68. (є у попередньому про лицарський роман, або в моїх питаннях під номером 36)
69. про данте в моїх питаннях з 1-17 ноиер 75
70. Донкихотство
Перевод
донкихо́тство
ср.
1.
Поведение, образ жизни донкихота - благородного и прекраснодушного человека-мечтателя, стремящегося приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов.
2.
Употребляется как символ благородства и прекраснодушия, стремления приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов.
Донкіхотство як соціально-психологічне явище
Шкільний твір - зарубіжна література
Я ніколи не була у Мадриді і навіть не бачила цього незвичайного пам'ятника літературним героям в одному з районів-новобудов Москви. Але я чітко уявляю: серед багатоповерхових сучасних будинків силуети довгов'язого вершника і його товстенького супутника на віслюку. Довгі тіні лежать на землі — від чудернацького шлема, від схудлого обличчя, від списа...
Мені здається, що там, у сутінках, коли розпливаються конкретні риси і вітер шумить у верхівках дерев, вони тихо сходять з п'єдесталу. Бо на нашій землі, на жаль, ще багато сліз і кривди, ще так треба захистити світ від лиха...
Не обов'язково ж, щоб летіли списи і свистіли кулі — іноді достатньо слова, невдало написаного наказу, добре розіграного спектаклю, де все — з ніг на голову. Іноді з самого початку зрозуміло, що стінку не зламати, що тільки собі гірше зробиш.
Навіть хтось доброзичливо спробує пояснити, що краще заспокоїтись, зважити всі "за" й "проти", говорить, що, може, на відстані часу усі перешкоди, вороги вважатимуться смішними... Невже варто боротися і втрачати? Кого у наш час здивуєш "повітряними млинами"?
Але все ж таки піднімаються на зборах, проголошують свою думку, кидаються на амбразури лицарі у сучасних костюмах, з незахищеними забралом обличчями.
Горять навічно на сторінках її Величності Історії стрімкі літери телеграми: "Командую флотом. Шмідг". Стискує серце при спогадах про товаришів по екіпажу славетного Гастелло, які не шукали порятунку у парашуті, а зробили з командиром останній крок у полум'яне безсмертя.
Схиляєш голову перед подвигом Януша Корчака, що був до останнього із своїми вихованцями, хоч міг уникнути газової камери.
А скільки їх, невідомих широкому колу "рядових командирів, що беруть на себе важку відповідальність, що захищають, заслонивши власним вчинком, собою, майбутнє, що підтримують чиюсь віру!
Хоч можна б, здавалося, краще, комфортніше, хоч розумніше було б, як кажуть, подумати про власне "сьогодні", ніж про чуже й далеке...
Але пам'ятаєте, іде поруч з лицарем, вже ніякого губернаторства не бажаючи, вірний зброєносець! А прості селяни вже не сміються, не глузують, а шукають гідного приводу, щоб дати перепочити диваку, зануреному у марево пригодницьких романів — просто добрій втомленій людині!
А самий пам'ятник, що поставлено у двох країнах через півтисячоліття! Хто знає, може, там до їхнього маленького загону, що очолює Дон Кіхот, виходячи з під'їздів, поспішаючи вулицями, приєднуються ще бійці? Може, і твоє місце поруч, і тебе колись покличе серце?
- 1. Походження давньогрецького театру
- 1. Література св як історичне поняття. Її значення в світовому літ.Процесі.
- 88-89. Франческо Петрарка – перший гуманіст і найвизначніший лірик Відродження. Наукова і літературна діяльність Петрарки.
- 35.Історія та вимисел у французькому героїчному епосі. “Пісня про Роланда”.
- 23. Особенности жанра и композиции «Декамерона» Боккаччо
- 18-24 Питання: питання по Просвітництву
- Філософські основи англійського сентименталізму
- Даніель Дефо. «Робінзон Крузо»
- Джонатан Свіфт
- Йоганн Вольфґанґ фон Ґете
- Творчість Бомарше
- Романтизм
- Вальтер скотт — засновник жанру історичного роману
- Естетизм Оскара Уайльда
- 33. Символізм в західноєвропейських літературах кінця 19 ст
- 34. Натуралізм Еміля Золя
- 35 . Розвиток драми і театру в останню третину 19 ст. Г.Ібсен
- 36. Провідні літературні напрями та течії в західноєвропейських літературах 20 ст
- 37 Модернізм як літ .Напрям
- 39. Ссюреалізм. Творчість г.Аполлінера
- 40. Експресіонізм
- 41. Особливості розвитку австрійської літератури першої половини 20 ст. Ф.Кафка
- 42. Міф у літературі 20 ст
- 44 Ірландська літ-ра. Дж.Джойс
- 45 Особливості розвитку реалізму у літ-рі 20 ст
- 46. Література «втраченого покоління»
- 48. Розвиток американської літератури в першій половині 20 ст
- 50.Загальна характеристика драматичного мистецтва першої половини 20 ст
- 51. Епічний театр б.Брехта
- 53, 57 Поняття "театр абсурду". Риси, парадокси та символи "театру абсурду"
- 56. Альбер Камю
- 59. 1.2. Література Великої Британії
- 61. Загальна характеристика німецької літератури XX століття. Поняття "втрачене покоління"
- 62. Загальна характеристика американської літератури XX століття
- 65. 1. Роль античної міфології в культурі (думаю це піде)
- 66. Античная лирика
- 82. Тема маленької людини у творчості Кафки
- 83. Інтелектуальний роман
- 84.Постмодернізм у літ-рі 2 половини 20 ст
- 85. Гротескно- сатиричне зображення цивілізації у романах к.Кізі
- 86. Абсурдизм у драматургії 20 ст
- 88. Жанрова своєрідність романів м.Павича ( скінула окремим файлом)
- 89. Принцип подвійного виміру при створенні образів роману-міфу Апдайка «Кентавр»
- 90. Творчість сестер Бронте
- 91. Екзистенціалізм (див. 87 питання)
- 92. Жанр байки у світовій літературі ( Езоп,Іван Крилов, Леонід Глібов)
- 71. Жанрове розмаїття драматургії Шекспіра
- Особливості комедій Шекспіра
- 73. Класицистична трагедія. Її жанрові особливості
- «Фауст» Гете
- 75. Міфологія і фольклор у добі Романтизму
- 76. «Байронізм» і «байронічний герой»
- Історичний роман в добу романтизму
- Бальзак. Зображення влади золота
- Французький реалізм другої половини 19 ст
- Європейський авангардизм 20 ст.
- 81. Література «втраченого покоління»
- 81. Література «втраченого покоління»
- 83. Інтеректуальний роман