Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
Этот писатель, можно сказать, – типичнейшее явление 90-х годов. Общественно активный, сближается с М. Горьким, хранит дома «нелегальщину», протестует против расправы над студенческой демонстрацией у Казанского собора, подвергается высылке из столицы. Любит все героическое, антибуржуазен во всех своих настроениях. В творчестве чужд всего выспреннего, фантастического, принципиальный документалист. Примыкает к той ветви в литературе 90-х годов, которую мы условно назвали «натуралистической».
Наряду с Короленко Гарин-Михайловский существенно усиливает потенциал реалистического направления в русской литературе 90-х годов. Проза еще сравнительно мало поддавалась модернистским влияниям, тогда как поэзия сильно эволюционировала в сторону символизма. Именно в то время, когда Л.Н. Толстой начинал стесняться писать по воображению, «сочинять» жизнь людей, которых никогда в природе не было, Гарин-Михайловский и позволил себе быть в высшей степени автобиографичным, то есть писать о том, что на самом деле было. Это не значит, что можно проводить знак равенства между автором и создаваемыми им героями. Но скрупулезная верность фактам, которые, как известно, упрямая вещь, – характерная черта реализма писателя.
Гарин-Михайловский прославился как автор повестей «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (вышла посмертно в 1907 г.). Произведения образуют цикл, в котором повествуется о четырех эпохах в духовном развитии Артемия Карташева, хорошие задатки которого получили извращенную форму развития под влиянием семьи, гимназии и университета. Писатель брал за основу обстоятельства своей личной жизни. На самом закате XIX века писатель решил вернуться к давно опробованной форме эпоса, к «семейной хронике» как верному ручательству правды и истины.
В отличие от героев хроник С.Т. Аксакова и Л.Н. Толстого, у героя Гарина-Михайловского нет сословной кастовости в воспитании. Герой растет в многодетной семье, не пользуется исключительным вниманием и во многом предоставлен самому себе. На него большое влияние оказывают сверстники соседнего «наемного» Двора. Действие происходит не в поместье или избранном столичном обществе, а в южном портовом городе, открытом всем ветрам. Гарин-Михайловский пишет резкими мазками, без тщательных мотивировок, без углубления в психологию. Удивительная наблюдательность – главная его сила. Писатель руководствовался правилом: «...Чтоб знать правду, надо хотеть ее знать». Чувствуется большое влияние на него Марка Твена в области юмора и иронии.
Что же могло понравиться читателю 90-х годов в «семейной хронике» Гарина-Михайловского? Критика хвалила правдивость, но, думается, главная причина успеха заключалась в том, что Гарин-Михайловский избрал в качестве героя самого простого человека, ищущего свое место в жизни. Тут он близок к Чехову. Никаких химер «снизу вверх» писатель не изображает. Он рисует образ антигероя. Начиная с семьи, а затем и в гимназии и в университете, Тема хочет утвердить себя, оспорить так называемые общепринятые приличия. Но рост получился кривой.
Несмотря на единство героя в тетралогии, внутренняя связь наблюдается лишь в первых трех частях. Мир связей героя расширяется. Но проявляется его нравственная деградация. Гарин-Михайловский не любуется Темой, не старается его обелить, а хочет знать о нем всю правду. Четвертая часть – «Инженеры» – несколько отрывается от трех предыдущих, она осталась незаконченной. Получив образование, инженер-путеец Карташев занят полезным делом, честен в работе, борется с рутиной и казнокрадством на стройках. У читателя сохраняется к нему благожелательное отношение. Но ничего значительного из Карташева не получилось. Типичный интеллигент, либерал-соглашатель. Действие в последней части движется к малоинтересным целям. Еще в «Студентах» выступают отталкивающие черты в характере героя – черты отщепенца, демагога, примазывающегося к модным течениям. Позднее такой тип будет выведен М. Горьким в «Климе Самгине».
В каждой части, за исключением «Инженеров», есть моменты наивысшего взлета благородства и самоотвержения героя и моменты его катастрофического падения. От одной части к другой эти благородные взлеты делаются все ниже, а падения все глубже. Неожиданно для самого себя герой совершает подлости, нарушает правила товарищества, покушается на самоубийство. А кругом люди боролись, жертвовали собой...
В «Инженерах» даже происходит внутренняя девальвация образа Карташева и авторского отношения к нему. Его заурядность подтверждена, и уже никаких внутренних исканий как бы не полагалось.
Главное достоинство Гарина-Михайловского как писателя в том, что он способен внутренне порвать со своим любимым героем, чтобы не порывать с правдой будней.
- Оглавление
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков 15
- Глава 2. Разновидности русского романтизма 29
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 82
- Глава 4. Разновидности критического реализма 185
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства» 354
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм 373
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм 408
- Введение
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков
- Гаврила Романович Державин (1743-1816)
- Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Иван Иванович Дмитриев (1760-1837)
- Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой...» в начале XIX века
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
- Глава 2. Разновидности русского романтизма
- Субъективно-лирический романтизм Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
- Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
- Гражданский романтизм
- Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
- Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)
- Александр Иванович Одоевский (1802-1839)
- «Байронический» романтизм
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Иван Иванович Козлов (1779-1840)
- Философский романтизм д.В. Веневитинов, в.Ф. Одоевский
- Народно-исторический романтизм м.Н. Загоскин, и.И. Лажечников
- Славянофильский романтизм а.С. Хомяков, и.В. Киреевский, п.В. Киреевский, к.С. Аксаков, и.С. Аксаков
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление
- Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- К вопросу о «пушкинской плеяде» поэтов а.А. Дельвиг, п.А. Вяземский, н.М. Языков, е.А. Боратынский
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- «Натуральная школа»
- Глава 4. Разновидности критического реализма
- Реализм в «формах жизни» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
- Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
- Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
- Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
- Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)
- Александр Николаевич Островский (1823-1886)
- Реализм в форме «осердеченной гуманистической мысли» Александр Иванович Герцен (1812-1870)
- Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
- Философско-религиозный, психологический реализм Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
- Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
- Николай Семенович Лесков (1831-1895)
- Реализм социально-утопического романа Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Роман «Что делать?»
- К вопросу о «некрасовской школе поэтов»
- Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
- И.И. Гольц-Миллер, м.Л. Михайлов, в.С. Курочкин, д.Д. Минаев, л.Н. Трефолев
- К вопросу о реалистической «школе беллетристов», учеников н.Г. Чернышевского
- В.А. Слепцов, н.В. Успенский, ф.М. Решетников
- Литературное народничество. Реализм и утопическая романтика
- Н.И. Наумов, п.В. Засодимский, ф.Д. Нефедов, н.Е. Петропавловский, с.М. Кравчинский
- Николай Николаевич Златовратский (1845-1911)
- Глеб Иванович Успенский (1843-1902)
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства»
- Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
- Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
- Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
- Яков Петрович Полонский (1819-1898)
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм
- Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
- Александр Иванович Эртель (1855-1908)
- Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
- Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)
- Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
- Алексей Николаевич Апухтин (1841-1893)
- Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)
- Константин Константинович Случевский (1837-1904)
- Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм Антон Павлович Чехов (1860-1904)
- Заключение
- Рекомендуемая литература