logo
0tura_XIX_veka_Uchebnoe_posobie

Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)

Этот писатель, можно сказать, – типичнейшее явление 90-х годов. Общественно активный, сближается с М. Горьким, хранит дома «нелегальщину», протестует против расправы над студенческой демонстрацией у Казанского собора, подвергается высылке из столицы. Любит все героическое, антибуржуазен во всех своих настроениях. В творчестве чужд всего выспреннего, фантастического, принципиальный документалист. Примыкает к той ветви в литературе 90-х годов, которую мы условно назвали «натуралистической».

Наряду с Короленко Гарин-Михайловский существенно усиливает потенциал реалистического направления в русской литературе 90-х годов. Проза еще сравнительно мало поддавалась модернистским влияниям, тогда как поэзия сильно эволюционировала в сторону символизма. Именно в то время, когда Л.Н. Толстой начинал стесняться писать по воображению, «сочинять» жизнь людей, которых никогда в природе не было, Гарин-Михайловский и позволил себе быть в высшей степени автобиографичным, то есть писать о том, что на самом деле было. Это не значит, что можно проводить знак равенства между автором и создаваемыми им героями. Но скрупулезная верность фактам, которые, как известно, упрямая вещь, – характерная черта реализма писателя.

Гарин-Михайловский прославился как автор повестей «Детство Темы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895) и «Инженеры» (вышла посмертно в 1907 г.). Произведения образуют цикл, в котором повествуется о четырех эпохах в духовном развитии Артемия Карташева, хорошие задатки которого получили извращенную форму развития под влиянием семьи, гимназии и университета. Писатель брал за основу обстоятельства своей личной жизни. На самом закате XIX века писатель решил вернуться к давно опробованной форме эпоса, к «семейной хронике» как верному ручательству правды и истины.

В отличие от героев хроник С.Т. Аксакова и Л.Н. Толстого, у героя Гарина-Михайловского нет сословной кастовости в воспитании. Герой растет в многодетной семье, не пользуется исключительным вниманием и во многом предоставлен самому себе. На него большое влияние оказывают сверстники соседнего «наемного» Двора. Действие происходит не в поместье или избранном столичном обществе, а в южном портовом городе, открытом всем ветрам. Гарин-Михайловский пишет резкими мазками, без тщательных мотивировок, без углубления в психологию. Удивительная наблюдательность – главная его сила. Писатель руководствовался правилом: «...Чтоб знать правду, надо хотеть ее знать». Чувствуется большое влияние на него Марка Твена в области юмора и иронии.

Что же могло понравиться читателю 90-х годов в «семейной хронике» Гарина-Михайловского? Критика хвалила правдивость, но, думается, главная причина успеха заключалась в том, что Гарин-Михайловский избрал в качестве героя самого простого человека, ищущего свое место в жизни. Тут он близок к Чехову. Никаких химер «снизу вверх» писатель не изображает. Он рисует образ антигероя. Начиная с семьи, а затем и в гимназии и в университете, Тема хочет утвердить себя, оспорить так называемые общепринятые приличия. Но рост получился кривой.

Несмотря на единство героя в тетралогии, внутренняя связь наблюдается лишь в первых трех частях. Мир связей героя расширяется. Но проявляется его нравственная деградация. Гарин-Михайловский не любуется Темой, не старается его обелить, а хочет знать о нем всю правду. Четвертая часть – «Инженеры» – несколько отрывается от трех предыдущих, она осталась незаконченной. Получив образование, инженер-путеец Карташев занят полезным делом, честен в работе, борется с рутиной и казнокрадством на стройках. У читателя сохраняется к нему благожелательное отношение. Но ничего значительного из Карташева не получилось. Типичный интеллигент, либерал-соглашатель. Действие в последней части движется к малоинтересным целям. Еще в «Студентах» выступают отталкивающие черты в характере героя – черты отщепенца, демагога, примазывающегося к модным течениям. Позднее такой тип будет выведен М. Горьким в «Климе Самгине».

В каждой части, за исключением «Инженеров», есть моменты наивысшего взлета благородства и самоотвержения героя и моменты его катастрофического падения. От одной части к другой эти благородные взлеты делаются все ниже, а падения все глубже. Неожиданно для самого себя герой совершает подлости, нарушает правила товарищества, покушается на самоубийство. А кругом люди боролись, жертвовали собой...

В «Инженерах» даже происходит внутренняя девальвация образа Карташева и авторского отношения к нему. Его заурядность подтверждена, и уже никаких внутренних исканий как бы не полагалось.

Главное достоинство Гарина-Михайловского как писателя в том, что он способен внутренне порвать со своим любимым героем, чтобы не порывать с правдой будней.