logo
0tura_XIX_veka_Uchebnoe_posobie

Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков

Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев. Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой любителей русского слова» в начале XIX века. И.А. Крылов

Важно представить себе коренные изменения в русской литературе на границе XVIII-XIX веков.

Литература начала XIX века выглядит значительнее, богаче, если гание сосредоточить на деятельности крупнейших поэтов и писателей, которые, хотя и сложились в конце XVIII века, но продолжали жить и творить в новом веке и сумели явиться в полной силе, том качестве именно в эти годы. Речь идет о Г.Р. Державине, авторе «Анакреонтических песен», и Н.М. Карамзине, авторе повести «Марфа Посадница», а потом и «Истории государства Российского», и о И.И. Дмитриеве, который в баснях и лирических песнях был таким же реформатором, как и Карамзин в прозе. Исключительно значение И.А. Крылова как баснописца.

Требуется более точная классификация писателей по литературным группировкам. В «Арзамасе» встречаются не только «карамзинисты», но и Батюшков, прошедший воспитание в Оленинском кружке, в котором поклонялись античности и неоклассике. Батюшков многое не одобрял в действительности «Арзамаса» – шутовские обряды, изящный дилетантизм литературных занятий. В «Беседе...» состояли не только Шишков, граф Хвостов, но и Державин, и Крылов. Будущее в литературном развитии было как у «Арзамаса», так и у «Беседы...», Ю.Н. Тынянов вычленил целую группу «архаистов» (Грибоедов, Катенин, Шаховский, Хмельницкий, Гнедич), которые «Беседу...» и «Арзамас» обстреливали со своих позиций. «Архаисты» окажутся непосредственными предтечами декабристской романтической поэзии – Ф. Глинки, Кюхельбекера, Рылеева.

Вернемся к более подробному рассмотрению всех этих явлений.