logo
0tura_XIX_veka_Uchebnoe_posobie

Заключение

Всякое пособие сообщает сумму знаний, отражает современный опыт научного постижения предмета. И в данном случае мы стремились показать литературный процесс XIX века таким, каким он должен представляться нам сегодня, привнося в толкование некоторых проблем свое личное мнение. Вместе с тем пособие – это своего рода «приглашение к размышлениям», и потому нет необходимости подведения каких-то обязательных итогов, так как задача науки – неустанные искания.

Мы пытались доказать ряд, на наш взгляд, важнейших положений.

Нужно закрепить специфическую периодизацию литературного процесса без навязчивого социологизаторства. Каждый из периодов имеет свои имманентные особенности. Общая динамика литературного процесса – прогрессирующая: от романтизма к реализму, к многообразию форм критического реализма. Особенно сложны 90-е годы, когда происходит переоценка прежних эстетических и идеологических ценностей, реализм сочетается с модернизмом. Происходят новые обмены ценностями.

Обзор истории литературы каждого из периодов мы начинали с рассмотрения типологии литературных течений, творчества писателей, в произведениях которых с наибольшей яркостью выражались потребности времени. Мы выбирали явления, характерные именно для данного десятилетия. Но каждое время имеет свои «особенные» вопросы, отделяющие их от сопредельных периодов развития литературы.

Конечно, довольно условной может показаться приуроченность к тому или иному короткому периоду творчества гениальных писателей, складывавшегося в течение многих лет и принадлежащего векам. Но нами соблюдаются определенные условия последовательного изложения материала. В творчестве гениев есть доминирующий пафос, есть органическая связь с историей. И она может найти свое наиболее последовательное выражение в соответствующий момент. Поэтому имеет принципиальное значение то, что период 20-х годов определяется творчеством романтиков и Пушкина, 30-х – также Пушкина, Лермонтова, Гоголя, 40-х годов – Гоголя и «натуральной школы», 50-60-х годов – творчеством писателей-демократов, Некрасова и его школы, 70-80-х годов – творчеством Достоевского, Толстого, а 90-е годы – А.П. Чехова.

Русский критический реализм развивался в последней трети XIX века по восходящей линии, он разветвлялся, расслаивался на многочисленные течение и вовсе не отходил в прошлое. Он усложнялся и совершенствовался. Появляющиеся в русской литературе последней трети XIX века модернистские, декадентские течения рассмотрены как тенденции, которые никак не могли заслонить общего гражданского пафоса русской литературы на смене веков.

Русской критической литературе был свойствен высокий гуманистический пафос, она решала национальные задачи, была общечеловеческой провозвестницей братства и светлого будущего. Она и сейчас является эталоном самых высоких стремлений и художественного совершенства в общечеловеческой культуре.