Заключение
Всякое пособие сообщает сумму знаний, отражает современный опыт научного постижения предмета. И в данном случае мы стремились показать литературный процесс XIX века таким, каким он должен представляться нам сегодня, привнося в толкование некоторых проблем свое личное мнение. Вместе с тем пособие – это своего рода «приглашение к размышлениям», и потому нет необходимости подведения каких-то обязательных итогов, так как задача науки – неустанные искания.
Мы пытались доказать ряд, на наш взгляд, важнейших положений.
Нужно закрепить специфическую периодизацию литературного процесса без навязчивого социологизаторства. Каждый из периодов имеет свои имманентные особенности. Общая динамика литературного процесса – прогрессирующая: от романтизма к реализму, к многообразию форм критического реализма. Особенно сложны 90-е годы, когда происходит переоценка прежних эстетических и идеологических ценностей, реализм сочетается с модернизмом. Происходят новые обмены ценностями.
Обзор истории литературы каждого из периодов мы начинали с рассмотрения типологии литературных течений, творчества писателей, в произведениях которых с наибольшей яркостью выражались потребности времени. Мы выбирали явления, характерные именно для данного десятилетия. Но каждое время имеет свои «особенные» вопросы, отделяющие их от сопредельных периодов развития литературы.
Конечно, довольно условной может показаться приуроченность к тому или иному короткому периоду творчества гениальных писателей, складывавшегося в течение многих лет и принадлежащего векам. Но нами соблюдаются определенные условия последовательного изложения материала. В творчестве гениев есть доминирующий пафос, есть органическая связь с историей. И она может найти свое наиболее последовательное выражение в соответствующий момент. Поэтому имеет принципиальное значение то, что период 20-х годов определяется творчеством романтиков и Пушкина, 30-х – также Пушкина, Лермонтова, Гоголя, 40-х годов – Гоголя и «натуральной школы», 50-60-х годов – творчеством писателей-демократов, Некрасова и его школы, 70-80-х годов – творчеством Достоевского, Толстого, а 90-е годы – А.П. Чехова.
Русский критический реализм развивался в последней трети XIX века по восходящей линии, он разветвлялся, расслаивался на многочисленные течение и вовсе не отходил в прошлое. Он усложнялся и совершенствовался. Появляющиеся в русской литературе последней трети XIX века модернистские, декадентские течения рассмотрены как тенденции, которые никак не могли заслонить общего гражданского пафоса русской литературы на смене веков.
Русской критической литературе был свойствен высокий гуманистический пафос, она решала национальные задачи, была общечеловеческой провозвестницей братства и светлого будущего. Она и сейчас является эталоном самых высоких стремлений и художественного совершенства в общечеловеческой культуре.
- Оглавление
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков 15
- Глава 2. Разновидности русского романтизма 29
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 82
- Глава 4. Разновидности критического реализма 185
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства» 354
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм 373
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм 408
- Введение
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков
- Гаврила Романович Державин (1743-1816)
- Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Иван Иванович Дмитриев (1760-1837)
- Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой...» в начале XIX века
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
- Глава 2. Разновидности русского романтизма
- Субъективно-лирический романтизм Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
- Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
- Гражданский романтизм
- Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
- Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)
- Александр Иванович Одоевский (1802-1839)
- «Байронический» романтизм
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Иван Иванович Козлов (1779-1840)
- Философский романтизм д.В. Веневитинов, в.Ф. Одоевский
- Народно-исторический романтизм м.Н. Загоскин, и.И. Лажечников
- Славянофильский романтизм а.С. Хомяков, и.В. Киреевский, п.В. Киреевский, к.С. Аксаков, и.С. Аксаков
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление
- Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- К вопросу о «пушкинской плеяде» поэтов а.А. Дельвиг, п.А. Вяземский, н.М. Языков, е.А. Боратынский
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- «Натуральная школа»
- Глава 4. Разновидности критического реализма
- Реализм в «формах жизни» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
- Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
- Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
- Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
- Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)
- Александр Николаевич Островский (1823-1886)
- Реализм в форме «осердеченной гуманистической мысли» Александр Иванович Герцен (1812-1870)
- Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
- Философско-религиозный, психологический реализм Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
- Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
- Николай Семенович Лесков (1831-1895)
- Реализм социально-утопического романа Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Роман «Что делать?»
- К вопросу о «некрасовской школе поэтов»
- Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
- И.И. Гольц-Миллер, м.Л. Михайлов, в.С. Курочкин, д.Д. Минаев, л.Н. Трефолев
- К вопросу о реалистической «школе беллетристов», учеников н.Г. Чернышевского
- В.А. Слепцов, н.В. Успенский, ф.М. Решетников
- Литературное народничество. Реализм и утопическая романтика
- Н.И. Наумов, п.В. Засодимский, ф.Д. Нефедов, н.Е. Петропавловский, с.М. Кравчинский
- Николай Николаевич Златовратский (1845-1911)
- Глеб Иванович Успенский (1843-1902)
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства»
- Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
- Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
- Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
- Яков Петрович Полонский (1819-1898)
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм
- Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
- Александр Иванович Эртель (1855-1908)
- Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
- Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)
- Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
- Алексей Николаевич Апухтин (1841-1893)
- Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)
- Константин Константинович Случевский (1837-1904)
- Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм Антон Павлович Чехов (1860-1904)
- Заключение
- Рекомендуемая литература