«Натуральная школа»
Литературное направление – это массовое творчество писателей, придерживающихся одного и того же художественного метода. Его предпосылки были созданы в середине 1830-х годов, когда Пушкин и Гоголь были на высоте своей славы как авторы важнейших реалистических произведений, а в творчестве Лермонтова, параллельно с романтизмом, отчетливо обозначился новый мощный художественный метод – реализм (лирика, «Маскарад», «Княгиня Литовская»).
К этому же времени вышел на ровную дорогу как глашатай «поэзии реальной» Белинский. Он вполне сознавал необходимость объединения всех новых сил в мощное направление. Уже в статье 1835 года «О русской повести и повестях Гоголя» автор «Миргорода» и «Арабесок» провозглашается главой современной литературы, а прозаически-повествовательные жанры – ведущими в ней. Три гения – Пушкин, Лермонтов и Гоголь – повлияли на формирование направления. Но особенно великим было влияние Гоголя, решительно повернувшегося в своем творчестве к русским темам и начинавшего придавать литературе, по словам Н.А. Бердяева, «профетический» (то есть «учительский») характер.
Реалистическое направление в связи с появлением «Мертвых душ» критикой постоянно определялось как «гоголевское направление». С середины 1840-х годов, когда вышли некрасовские издания «Физиология Петербурга» (две части) и «Петербургский сборник», направление получило еще и другое название – «натуральная школа». Отсылаем читателя за подробностями терминологического характера и по другим вопросам, совокупно характеризующим хронологию, формы консолидации направления, его методы и стили, к монографии: Кулешов В.И. «Натуральная школа» и русская литература XIX века. 2-е изд. М., 1982.
Впервые термин «натуральная школа» употребил Ф.В. Булгарин в «Северной пчеле» от 26 января 1846 (N 22), разбирая некрасовский «Петербургский сборник». Автор фельетона хотел оскорбить новое направление, будто бы стремящееся только к «грязным темам», к голой, обнаженной правде, чуждое высоких вдохновений. Белинский подхватил термин «натуральная школа» и придал ему положительный смысл: «натуральная школа» – значит естественная, правдивая, стремящаяся к изображению жизни без прикрас. Благодаря Белинскому этот термин вошел в широкий обиход и закрепился в критике и литературоведении.
Привычное терминологическое определение школы как «натуральной» имеет не только исторический интерес. Термин «натуральная школа» обозначал два понятия: реализм (здесь нужен был новый термин) и примыкавший к нему собственно натурализм. В школе был главный поток – реалистический. К нему принадлежали крупные художники – Герцен, Некрасов, Гончаров. Но были еще и «дагерротиписты» – В.И. Даль (казак Луганский), Е.П. Гребенка. Некоторые из натуралистов возвышались в отдельных случаях до реализма (Я.П. Бутков, И.И. Панаев, А.Я. Кульчицкий), как и наоборот, великие художники слова отдавали дань натурализму (Некрасов-прозаик).
Итак, термин был один – «натуральная школа», но содержал в себе два понятия: «реализм» и «натурализм». Практически при анализе тематики, жанров, стиля «натуральной школы» приходится иметь дело с произведениями разных типов. Натурализм не всегда «безыдеен». В определенных своих видах и при определенных условиях он имеет прогрессивное значение. Белинский высоко ценил В. Даля, Я. Буткова, И. Панаева, хотя отличал творчество этих «талантов» от творчества «гениев». Реализм и натурализм в «школе» шли рука об руку.
В 1845-1848 годах реалистическое направление достигает своего расцвета: печатаются произведения Достоевского («Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи»), Некрасова, Герцена («Кто виноват?»), Гончарова («Обыкновенная история»), альманахи с «физиологическими очерками», литературные обзоры Белинского. Этот-то период больше всего заслуживает названия «натуральная школа». Школа – наивысшая степень консолидации направления, имеющая своего учителя. Школа – значительная, сплоченная группа писателей, единодушно поддерживавшая принципы реализма Гоголя и эстетики Белинского, принадлежавшая к петербургскому кружку критика, сотрудничавшая в журналах «Отечественные записки» и «Современник». Свою идейную стойкость школа продемонстрировала в истории, вызванной появлением «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1847) Гоголя, в которых Гоголь отрекался от своего реалистического творчества.
В середине 1840-х годов мы видим полную смену состава литературного движения, новую степень осознания писателями своих программных задач и необыкновенную полноту и ясность ее разработки: направление вбирало в себя две трети лучших писателей русской литературы, объединяло в органическое целое художественное творчество и литературную критику.
В каком же смысле «натуральная школа» могла быть новым словом в художественном отношении после таких своих учителей, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь? Разве могли с ними состязаться сравнительно малодаровитые очеркисты-натуралисты Даль, Гребенка, Бутков или даже Панаев? Истинно же даровитые, большие писатели – Тургенев, Гончаров, Некрасов, Достоевский – еще только начинали свое поприще, и у них все было впереди.
«Натуральная школа» расширяла тематический диапазон всей литературы, обращала пристальное внимание на тех самых извозчиков, дворников, торговцев, слуг, кухарок, тетушек, кумушек, которые лишь упоминались у гениев. Теперь эти мелкие люди выступали на первый план, их судьба становилась интересной. Демократизировалась литература в общем своем тоне. В литературный язык вторгалась масса новых народных слов и выражений. Нарастал социально-обличительный пафос, раскрывался механизм русской общественной жизни, противоречивая взаимосвязь сословных отношений.
- Оглавление
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков 15
- Глава 2. Разновидности русского романтизма 29
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 82
- Глава 4. Разновидности критического реализма 185
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства» 354
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм 373
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм 408
- Введение
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков
- Гаврила Романович Державин (1743-1816)
- Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Иван Иванович Дмитриев (1760-1837)
- Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой...» в начале XIX века
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
- Глава 2. Разновидности русского романтизма
- Субъективно-лирический романтизм Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
- Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
- Гражданский романтизм
- Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
- Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)
- Александр Иванович Одоевский (1802-1839)
- «Байронический» романтизм
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Иван Иванович Козлов (1779-1840)
- Философский романтизм д.В. Веневитинов, в.Ф. Одоевский
- Народно-исторический романтизм м.Н. Загоскин, и.И. Лажечников
- Славянофильский романтизм а.С. Хомяков, и.В. Киреевский, п.В. Киреевский, к.С. Аксаков, и.С. Аксаков
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление
- Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- К вопросу о «пушкинской плеяде» поэтов а.А. Дельвиг, п.А. Вяземский, н.М. Языков, е.А. Боратынский
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- «Натуральная школа»
- Глава 4. Разновидности критического реализма
- Реализм в «формах жизни» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
- Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
- Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
- Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
- Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)
- Александр Николаевич Островский (1823-1886)
- Реализм в форме «осердеченной гуманистической мысли» Александр Иванович Герцен (1812-1870)
- Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
- Философско-религиозный, психологический реализм Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
- Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
- Николай Семенович Лесков (1831-1895)
- Реализм социально-утопического романа Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Роман «Что делать?»
- К вопросу о «некрасовской школе поэтов»
- Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
- И.И. Гольц-Миллер, м.Л. Михайлов, в.С. Курочкин, д.Д. Минаев, л.Н. Трефолев
- К вопросу о реалистической «школе беллетристов», учеников н.Г. Чернышевского
- В.А. Слепцов, н.В. Успенский, ф.М. Решетников
- Литературное народничество. Реализм и утопическая романтика
- Н.И. Наумов, п.В. Засодимский, ф.Д. Нефедов, н.Е. Петропавловский, с.М. Кравчинский
- Николай Николаевич Златовратский (1845-1911)
- Глеб Иванович Успенский (1843-1902)
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства»
- Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
- Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
- Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
- Яков Петрович Полонский (1819-1898)
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм
- Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
- Александр Иванович Эртель (1855-1908)
- Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
- Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)
- Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
- Алексей Николаевич Апухтин (1841-1893)
- Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)
- Константин Константинович Случевский (1837-1904)
- Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм Антон Павлович Чехов (1860-1904)
- Заключение
- Рекомендуемая литература