Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
Если уж кого следует назвать характерным писателем «натуральной школы», появившимся в одночасье с ней самой, выполнявшим все ее предписания, то это Дмитрия Васильевича Григоровича.
Он сам рассказывает в воспоминаниях, как Некрасов привлек его к участию в своем альманахе «Физиология Петербурга», как познакомился с Белинским, а учась вместе с Достоевским в Инженерном училище, жил с ним на одной квартире и был свидетелем создания романа «Бедные люди», тогда и – «второй Гоголь явился».
Мучительным был путь Григоровича в русскую литературу. Инженерное училище меньше всего соответствовало его литературным наклонностям. Француз по матери, он плохо владел русским языком: буквально «по зернышку» он должен был собирать слова для своих первых произведений о городской бедноте и о русской деревне.
Григорович наряду с Некрасовым и В. Далем явился одним из зачинателей в русской литературе жанра «физиологического очерка». Для альманаха Некрасова он написал большой «физиологический очерк» «Петербургские шарманщики». Несколько дней он бродил с группами шарманщиков по улицам столицы, заглядывал в их ночлежки.
Эта тема оказалась устойчивой у писателя; он пишет о бедном музыканте, «Капельмейстер Сусликов» (1848), в этой повести сталкиваются два плана жизни в духе Гоголя и Достоевского. С одной стороны, капельмейстер – это нечто почетное, возвышенное, романтическое (как у Гофмана «Кавалер Глюк», «Крейслериана», или у В.Ф. Одоевского – этюды о великих «капельмейстерах» Бахе, Бетховене). С другой – вдруг Сусликов – какая-то уничижительная фамилия да и сама жизнь забитого, безответного героя – убогая проза! С талантом Сусликова не считается его хозяин-богач, и этого маленького человека доконала нищета. (Еще резче столкнулись эти планы в позднем шедевре Григоровича – повести «Гуттаперчевый мальчик», 1883.)
Григорович одним из первых изобразил жизнь крестьян под гнетом крепостного права. Писатель осмелился публично сказать о главном в российской жизни – о русской деревне, о ее бесправии, нищете и забитости. Одна за другой вышли его повести «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847). Жанр реалистической повести только зарождался. Возникал вопрос: возможна ли повесть из русской деревенской жизни, о крестьянах, мужиках и бабах, как формировать сюжет, как должны взаимодействовать герои?
В центре повести «Деревня» – горестная судьба сироты, молодой крестьянки Акулины. Барин-мучитель приказал выдать ее замуж, без любви, за разгульного, порочного и жестокого крестьянина Григория, которому пришлось жить с «окаянной». С разными оттенками вины предстают односельчане Акулины: скотница Домна, тетки мужа. Проходят сцены деревенской жизни; свадьба с шумом и гамом подвыпивших гостей, брань баб у печи, дерущиеся мужики на потраве, в крестьянской избе теленок содержится заодно с ребятишками, его откармливают для барского стола. В каждой черте спрессован целый уклад жизни. Концовки у Григоровича сильные: метель над Кузьминском, Григорий везет гроб с умершей Акулиной на кладбище. За гробом бежит маленькая Дунька: ей жалко мать, а отец грозит ей – она тоже «окаянная». Все выходит на круги своя: Дунька повторит судьбу матери.
Еще большее впечатление на современников произвела повесть «Антон Горемыка». Сам автор считал, что он еще глубже затронул горькое положение крестьян. Белинский в отзыве писал об умелом построении сюжета, о «трагичности» образа Антона, а в письме к В.П. Боткину признавался, что повесть произвела на него «страшное, гнетущее, мучительное, удушающее впечатление»: читаешь и слышишь, как помещик порет крестьян на конюшне.
Антон – добрая душа, грамотный мужик, бессеребренник, помогал всем бедным. По просьбе мира он написал помещику в Петербург жалобу на управляющего. Теперь управляющий Никита Федорович и задумал сжить его со света. Он принудил Антона продать лошадь за недоимки, а лошадь на ярмарке украли. Случайно Антон оказывается в трактире в сообществе грабителей, отнявших у купца кошелек. Дело подстроено так, чтобы осудить Антона на поселение. Мужики со всех сторон в прижимке: они клянут притеснителя, но и, заискивают перед ним. В повести показано, как нарастает народный гнев: крестьяне поджигают дом старосты Никиты Федоровича и хотят бросить его самого в огонь. Но цензура потребовала переделать конец: Антон наказан за разбой, а крестьяне – безучастные свидетели отправки его в острог.
«Антон Горемыка» – подлинно классическое произведение русской литературы. Щедрин в «Круглом годе» (1879) писал: «Это был первый благотворный весенний дождь, первые хорошие человеческие слезы и, с легкой руки Григоровича, мысль о том, что существует мужик-человек, прочно залегла и в русской литературе, и в русском обществе». Лев Толстой в письме к юбиляру Григоровичу в 1893 году отмечал: ««Антон Горемыка» – радостное открытие того, что русского мужика – нашего кормильца и – хочется сказать: нашего учителя – можно и должно описывать не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно описывать во весь рост не только с любовью, но с уважением и даже с трепетом».
Крестьянскую тему Григорович разрабатывал в рассказе «Бобыль» (1848), в повести «Пахотник и бархатник» (1860).
Григорович любил рисовать образы могучих духом крестьян, У которых работа спорится, семья держится на авторитете старших и их твердом слове. Таков кряжистый старик Глеб в романе «Рыбаки» (1853), крестьянка Катерина, вдова, которая правит семейством в тяжелых испытаниях в романе «Переселенцы» (1856).
Все это было реализацией заветов «натуральной школы», вкладом Григоровича в разработку важнейшей темы всей русской литературы – темы о русской деревне, о русском мужике.
- Оглавление
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков 15
- Глава 2. Разновидности русского романтизма 29
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 82
- Глава 4. Разновидности критического реализма 185
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства» 354
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм 373
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм 408
- Введение
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков
- Гаврила Романович Державин (1743-1816)
- Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Иван Иванович Дмитриев (1760-1837)
- Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой...» в начале XIX века
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
- Глава 2. Разновидности русского романтизма
- Субъективно-лирический романтизм Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
- Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
- Гражданский романтизм
- Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
- Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)
- Александр Иванович Одоевский (1802-1839)
- «Байронический» романтизм
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Иван Иванович Козлов (1779-1840)
- Философский романтизм д.В. Веневитинов, в.Ф. Одоевский
- Народно-исторический романтизм м.Н. Загоскин, и.И. Лажечников
- Славянофильский романтизм а.С. Хомяков, и.В. Киреевский, п.В. Киреевский, к.С. Аксаков, и.С. Аксаков
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление
- Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- К вопросу о «пушкинской плеяде» поэтов а.А. Дельвиг, п.А. Вяземский, н.М. Языков, е.А. Боратынский
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- «Натуральная школа»
- Глава 4. Разновидности критического реализма
- Реализм в «формах жизни» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
- Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
- Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
- Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
- Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)
- Александр Николаевич Островский (1823-1886)
- Реализм в форме «осердеченной гуманистической мысли» Александр Иванович Герцен (1812-1870)
- Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
- Философско-религиозный, психологический реализм Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
- Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
- Николай Семенович Лесков (1831-1895)
- Реализм социально-утопического романа Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Роман «Что делать?»
- К вопросу о «некрасовской школе поэтов»
- Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
- И.И. Гольц-Миллер, м.Л. Михайлов, в.С. Курочкин, д.Д. Минаев, л.Н. Трефолев
- К вопросу о реалистической «школе беллетристов», учеников н.Г. Чернышевского
- В.А. Слепцов, н.В. Успенский, ф.М. Решетников
- Литературное народничество. Реализм и утопическая романтика
- Н.И. Наумов, п.В. Засодимский, ф.Д. Нефедов, н.Е. Петропавловский, с.М. Кравчинский
- Николай Николаевич Златовратский (1845-1911)
- Глеб Иванович Успенский (1843-1902)
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства»
- Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
- Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
- Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
- Яков Петрович Полонский (1819-1898)
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм
- Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
- Александр Иванович Эртель (1855-1908)
- Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
- Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)
- Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
- Алексей Николаевич Апухтин (1841-1893)
- Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)
- Константин Константинович Случевский (1837-1904)
- Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм Антон Павлович Чехов (1860-1904)
- Заключение
- Рекомендуемая литература