Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
Столь же заметным, как и Боборыкин, натуралистом в русской литературе 70-90-х годов был и Станюкович-романист. По цепкости ума, умению улавливать новейшие веяния, общей образованности и связям с западными литературами он, пожалуй, мог быть назван «русским Золя». Но в писательском формуляре Станюковича под конец творчества появились подлинные жемчужины – «Морские рассказы» (1886-1903), где проявились природная морская душа автора (сына севастопольского адмирала) и богатейший опыт, обретенный во время плаваний по Тихому океану, с посещением Гонконга, Сан-Франциско, Нагасаки; тут зарисованы различные типы моряков и офицеров, героев, праведников, честолюбцев, продолжена тема толстовских кавказских повестей и севастопольских очерков.
Но основную часть творческого наследия Станюковича составляют романы, в которых он изображает будничные формы широкого и полного противоречий процесса капитализации России, взаимоотношений людей разных поколений и сословий. Станюкович утверждал, что русские обломовы сумели превратиться в штольцев; циники и люди наживы подминают под себя энтузиастов. Схватка двух жестоких конкурентов со всей механикой коварства изображается в романе «Без исхода» (1873). Еще обстоятельнее мир наживы изображен в романе «Омут» (1881). Тут воротилы создают общества, концерны, занимаются филантропией, а на самом деле морят голодом ткачей, газами – шахтеров и красно говорят об «обездоленном, несчастном в поте лица работающем простолюдине». О предпринимателе Олюнине пишут газеты, о нем знают за границей. Он посещает оперы, в Мареинбаде пьет «Крейцбруннен», делает блестящую карьеру в духе века, а в молодости твердил из Прудона («собственность есть кража»). Вокруг него – юристы-оборотни, продажные журналисты.
Представители «свежих сил» России, беззастенчивые честолюбцы, выведены в романе «Откровенные» (1894) – откровенные именно в своем цинизме и карьеризме. Станюковича волновало равнодушие, с которым общество встречает надвигающееся «царство Ваала», а также равнодушие к судьбам голодающего народа, потеря в обществе чувства долга, порядочности («Равнодушные», 1899). Но особенным преступлением перед обществом Станюкович считал предательство лучших заветов молодости, надругательство над «идеалами». По-разному складываются судьбы братьев Николая и Василия Вязниковых («Два брата», 1880). По существу, между ними – гражданская война. Василий пошел в отца, вернувшегося из «дальнего места», куда его упрятали в 1848 году (видимо, отец был близок к «петрашевцам»). Он и теперь защищает крестьян, слывет «чудаком-идеалистом». Василий потерпел поражение, защищая крестьян в схватке с откупщиком Кривошейновым; умирает он от чахотки на сибирской каторге. А Николай Вязников «из-за пустяков» никогда щ рисковал, пошел по стопам разбогатевшего адвоката, и сам адвокатствовал за большую взятку, защищая того же Кривошейнова.
Самым позорным надругательством над мыслью и совестью Станюкович считал те случаи, когда «жрецы науки», профессора, торгуют своим отступничеством, поддаются мелкой лести, интригуют друг против друга и посреди банкетных медоточивых речей пишут друг на друга доносы. В романе «Жрецы» (1897) Станюкович отобразил быт и нравы профессуры Московского университета в пореформенную эпоху.
Положительные образы у Станюковича слишком назидательные: Антошка в «Истории одной жизни» (1895), Ольга Стрекалова в романе «Без исхода», Леночка в «Двух братьях» – все они немножко тронуты нигилизмом, – учатся жить своим трудом. В «Жрецах» на этот путь самостоятельности, видимо, выйдет Лиза Найденова, дочь профессора-проходимца.
Станюкович был весьма популярен среди современников. Его романы были злободневны: ставили острые вопросы. Но с художественной стороны они оставляли желать лучшего. Романы эмпиричны, назидательны. Автор пишет «по формулам», открыто паспортизируя кодексы своих героев, одних возводя к проповедям «Николая Гавриловича», других – к откровениям толстосумов. Диалоги у Станюковича хороши и живо написаны, но в сюжетах много стереотипов, а в описании обстановки, внешности героев много протоколизма с точной отсылкой ко времени, когда происходит действие. Психологизм неглубок, слишком много откровенной публицистики.
И все-таки романы Станюковича имеют большое познавательное значение. Процесс капитализации России в экономическом отношении был прогрессивным, и литература так или иначе должна была его отобразить как объективную реальность. Но высокий нравственный дух русской литературы не позволял апологетически отнестись к героям меркантилизма, одобрить их нравственные ценности, ибо у дельца не душа, а пятак. В этом вопросе Станюкович оставался верен заветам родной литературы.
- Оглавление
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков 15
- Глава 2. Разновидности русского романтизма 29
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 82
- Глава 4. Разновидности критического реализма 185
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства» 354
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм 373
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм 408
- Введение
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков
- Гаврила Романович Державин (1743-1816)
- Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Иван Иванович Дмитриев (1760-1837)
- Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой...» в начале XIX века
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
- Глава 2. Разновидности русского романтизма
- Субъективно-лирический романтизм Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
- Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
- Гражданский романтизм
- Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
- Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)
- Александр Иванович Одоевский (1802-1839)
- «Байронический» романтизм
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Иван Иванович Козлов (1779-1840)
- Философский романтизм д.В. Веневитинов, в.Ф. Одоевский
- Народно-исторический романтизм м.Н. Загоскин, и.И. Лажечников
- Славянофильский романтизм а.С. Хомяков, и.В. Киреевский, п.В. Киреевский, к.С. Аксаков, и.С. Аксаков
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление
- Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- К вопросу о «пушкинской плеяде» поэтов а.А. Дельвиг, п.А. Вяземский, н.М. Языков, е.А. Боратынский
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- «Натуральная школа»
- Глава 4. Разновидности критического реализма
- Реализм в «формах жизни» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
- Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
- Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
- Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
- Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)
- Александр Николаевич Островский (1823-1886)
- Реализм в форме «осердеченной гуманистической мысли» Александр Иванович Герцен (1812-1870)
- Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
- Философско-религиозный, психологический реализм Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
- Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
- Николай Семенович Лесков (1831-1895)
- Реализм социально-утопического романа Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Роман «Что делать?»
- К вопросу о «некрасовской школе поэтов»
- Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
- И.И. Гольц-Миллер, м.Л. Михайлов, в.С. Курочкин, д.Д. Минаев, л.Н. Трефолев
- К вопросу о реалистической «школе беллетристов», учеников н.Г. Чернышевского
- В.А. Слепцов, н.В. Успенский, ф.М. Решетников
- Литературное народничество. Реализм и утопическая романтика
- Н.И. Наумов, п.В. Засодимский, ф.Д. Нефедов, н.Е. Петропавловский, с.М. Кравчинский
- Николай Николаевич Златовратский (1845-1911)
- Глеб Иванович Успенский (1843-1902)
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства»
- Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
- Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
- Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
- Яков Петрович Полонский (1819-1898)
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм
- Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
- Александр Иванович Эртель (1855-1908)
- Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
- Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)
- Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
- Алексей Николаевич Апухтин (1841-1893)
- Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)
- Константин Константинович Случевский (1837-1904)
- Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм Антон Павлович Чехов (1860-1904)
- Заключение
- Рекомендуемая литература