Александр Иванович Эртель (1855-1908)
Место Эртеля в русской литературе до сих пор в точности не определено, и своеобразие его таланта не раскрыто. А ведь современники читали его наряду с Чеховым и молодым Буниным, его высоко оценивали Л. Толстой и М. Горький. В связи с трагическими судьбами крестьянства в советское время сильно понизился интерес к его крестьянской теме, и он оказался не ко двору. Его судьба даже хуже, чем у писателей-народников, которых тоже забыли: у него не было ни капли лакировки общины.
Между тем исследователи время от времени относили Эртеля к народникам, опираясь главным образом на то, что он «открыт» был П.В. Засодимским, принадлежал к «семидесятникам», в Петербурге заведовал библиотекой, основанной Засодимским, знаком был с писателями-народниками Н.И. Наумовым, Н.Н. Златовратским, С.Н. Кривенко, Н.Ф. Бажиным. Библиотека была местом встреч революционных народников и хранения их запрещенной литературы. Арестовывался в 1884 году за связи с «политическими», сидел в Петропавловке, но был освобожден через несколько месяцев из-за начавшегося туберкулеза легких. Проживал административно ссыльным в Твери.
Но Эртель не был народником и тем более революционером. Все перечисленные его контакты не определяли основ его мировоззрения. В сущности, он – такой же «беспартийный», как Чехов и Бунин. Поэтому нельзя о нем писать, что он «отрешался от былых народнических идеалов», преодолевал народничество (В.В. Буш, Г.А. Костин, А.П. Спасибенко). Точно так же Эртель не стал «толстовцем», хотя и испытал влияние Л.Н. Толстого, что видно в моралистическом уклоне рассказа «Жадный мужик», (1886), написанного Эртелем для издательства «Посредник».
В принципе Эртель оставался демократом в духе 60-х годов, зорко подмечая крушение не только дворянского либерализма, но и высоких помыслов о «настоящем дне», а затем и народнического социализма. У него в романе «Гарденины» несколько героев читают Маркса, но ни сами они, ни тем более автор романа не превращались в марксистов и не жаждали этого. Тутомлин, герой «Волхонской барышни» (1883), видит в марксизме только лишь теорию индустриализации помещичьего хозяйства, капитализацию деревни; главный герой романа «Карьера Струкова» (1896) хотя и считает себя марксистом, однако революционных способов преобразования общества не принимает, убежденный англоман; Николай Гардении и книгочей купец Рукодеев одинаково интересуются Марксом и Писаревым, Боклем и Эркманом-Шатрианом, в лучшем случае видят в «Капитале» хорошее руководство к наживе. Не надо Эртеля загонять в схему: или народник, или марксист, или с народничеством расстался, а до марксизма не дошел. Он оставался реалистом в столыпинском смысле: кому-то нужны потрясения, а «нам нужна великая Россия». Поэтому у Эртеля, немца по крови, сына управляющего имением (да и сам он долгое время был управляющим), нет неприязни к экономической выгоде, к предпринимателям, дельцам. Это тоже реальный потенциал России, деятели ее нового уклада, хотя они и не лишены огромных человеческих недостатков, жадности, жестокости, аморализма.
Лучший роман Эртеля – «Гарденины» (1889). Л. Толстой зачитывался им и высоко ставил широкое, верное, благородное изображение эпохи, хорошее знание народного быта, удивительное разнообразие и силу народного языка. Здесь и петербургские и провинциальные сцены, душевладельцы и их крепостные, разоряющийся род Гардениных и получившие волю их мужики. Крестьянство выведено во всем многообразии типов, когда все «переворотилось» в России. Брожение охватило все слои общества. Старые устои доживают в характере Татьяны Ивановны Гардениной и ее управляющего Рахманного, пожалуй, еще в экономке Филицате Никаноровне, с отчаяния постригшейся в монастырь. Главная наследница – Элиз Гарденина – уже либералка и жаждет приносить общественную «пользу». Она становится женой сына гарденинского конюшего Ефрема (неслыханная вещь прежде!), который порывает с отцом, кончает Санкт-петербургскую медицинскую академию и начинает активно участвовать в революционной деятельности. Эти передовые стремления у Ефима и привлекли к нему внимание Элиз. Но отец его, Капитон Аверьяныч, отстраненный от должности, кончает самоубийством. Николай Рахманный, сын управителя, мечтавший стать писателем, превращается в земского деятеля, предприимчивого торговца и не чуждого общественной филантропии, открывает сельскую школу и хлопочет об открытии судосберегательных товариществ. Эртель нисколько не «приподымает» Элиз и Ефрема и нисколько не казнит за «теорию малых дел» или «честную чичиковщину» Николая Рахманного. Сам Эртель предупреждал: «Не ищите в Гардениных «воплощение идеалов». Этого там нет. Я просто старался описать наличную действительность с ее идейными течениями, с тем хотя и смутным, но, несомненно, существующим стремлением к правде, которое оживотворяет нашу деревенскую нищету, забитость, невежество».
Картина жизни потому и получалась широкой и верной, что Эртель не руководствовался ни одной из схем, которые предлагали тогдашние идеологические течения. Его можно даже отчасти упрекнуть в натурализме. Так беспристрастно и правдиво он воспроизводит все то, из чего состояла тогдашняя русская жизнь, и на «верхах» и в «низах». Тут вся «поэзия и правда» русской жизни.
Особенно удались образы из крестьянской жизни. Еще ни у одного писателя не было такой широкой картины, не скованной ни узами общинного согласия, ни властью тьмы, ни властью земли. Столетиями складывался народный быт: гуляли Рождество и Пасху, соблюдали семейные и родственные связи, пели песни на свадьбах и сенокосе, по куреням и артелям рассказывали поверья об Илье-пророке, о чудотворцах, праведниках и святых угодниках, предания о Батыевой дороге, по которой прошло великое разорение Руси, о заповедной Графской степи, о несметных угодьях, подаренных некогда Екатериной Великой графу Алексею Орлову за важные заслуги. А теперь многое перевернулось: Графскую степь всю изъездили, поделили арендаторы. У старосты Веденеева сын родной требует раздела, и нельзя уже его ни выпороть, ни в солдаты отдать, как бывало прежде. Андрон и Гераська стакнулись отложиться от мира и податься в степи, к казакам на работу по найму; они возвращаются в конце романа с удачливой «коммерцией», позванивают деньжатами в кармане, далеко простирая свои замыслы. А в округе все покосила холера, столяры не напасутся гробов, на сходках раскаляются страсти, слышны непотребные речи. Старого и строгого управляющего, умевшего блюсти хозяйскую копейку, сменяет новый управляющий, прибывший из Санкт-Петербурга, который хочет все преобразовать на капиталистический лад. Благоприличного священника Григория, которого почитала вся деревня, сменяет отец Александр, хапуга, обжора и лжец. Повылазили на видное место кулаки-мироеды, и самый разбитной из них – Максимка – заводит кабак, а солдатка-плясунья Василиса открывает публичный дом. Вырождается и погибает коннозаводское хозяйство: бега на орловских рысаках, приносившие знаменитые призы. Мельчают колоритные типы табунщиков, знавших поэзию степной жизни, запахи полыни, чабреца, утренних и вечерних зорь. На смену им идут барышники, судачащие только о приумножении капиталов.
Эртель не поучает, не морализирует, предельно объективен. Его творчество – важнейшее натуралистическое звено в русской литературе 90-х годов. По широте охвата жизни и беспристрастности Эртель близок Чехову.
- Оглавление
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков 15
- Глава 2. Разновидности русского романтизма 29
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 82
- Глава 4. Разновидности критического реализма 185
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства» 354
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм 373
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм 408
- Введение
- Глава 1. Трансформация переходных явлений на рубеже XVIII-XIX веков
- Гаврила Романович Державин (1743-1816)
- Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
- Иван Иванович Дмитриев (1760-1837)
- Споры о языке между «Арзамасом» и «Беседой...» в начале XIX века
- Иван Андреевич Крылов (1769-1844)
- Глава 2. Разновидности русского романтизма
- Субъективно-лирический романтизм Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
- Константин Николаевич Батюшков (1787-1855)
- Гражданский романтизм
- Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826)
- Александр Александрович Бестужев-Марлинский (1797-1837)
- Александр Иванович Одоевский (1802-1839)
- «Байронический» романтизм
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Иван Иванович Козлов (1779-1840)
- Философский романтизм д.В. Веневитинов, в.Ф. Одоевский
- Народно-исторический романтизм м.Н. Загоскин, и.И. Лажечников
- Славянофильский романтизм а.С. Хомяков, и.В. Киреевский, п.В. Киреевский, к.С. Аксаков, и.С. Аксаков
- Глава 3. От романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление
- Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829)
- Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
- К вопросу о «пушкинской плеяде» поэтов а.А. Дельвиг, п.А. Вяземский, н.М. Языков, е.А. Боратынский
- Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)
- Николай Васильевич Гоголь (1809-1852)
- «Натуральная школа»
- Глава 4. Разновидности критического реализма
- Реализм в «формах жизни» Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878)
- Дмитрий Васильевич Григорович (1822-1899)
- Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)
- Иван Александрович Гончаров (1812-1891)
- Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)
- Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881)
- Александр Николаевич Островский (1823-1886)
- Реализм в форме «осердеченной гуманистической мысли» Александр Иванович Герцен (1812-1870)
- Реализм в сатирико-гротесковой и публицистической формах Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)
- Философско-религиозный, психологический реализм Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
- Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
- Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)
- Николай Семенович Лесков (1831-1895)
- Реализм социально-утопического романа Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) Роман «Что делать?»
- К вопросу о «некрасовской школе поэтов»
- Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)
- И.И. Гольц-Миллер, м.Л. Михайлов, в.С. Курочкин, д.Д. Минаев, л.Н. Трефолев
- К вопросу о реалистической «школе беллетристов», учеников н.Г. Чернышевского
- В.А. Слепцов, н.В. Успенский, ф.М. Решетников
- Литературное народничество. Реализм и утопическая романтика
- Н.И. Наумов, п.В. Засодимский, ф.Д. Нефедов, н.Е. Петропавловский, с.М. Кравчинский
- Николай Николаевич Златовратский (1845-1911)
- Глеб Иванович Успенский (1843-1902)
- Глава 5. Поэзия «чистого искусства»
- Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)
- Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
- Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
- Яков Петрович Полонский (1819-1898)
- Глава 6. Реализм, натурализм, неоромантизм, предсимволизм
- Владимир Галактионович Короленко (1853-1921)
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
- Александр Иванович Эртель (1855-1908)
- Николай Георгиевич Михайловский (псевдоним н. Гарин) (1852-1906)
- Петр Дмитриевич Боборыкин (1836-1921)
- Константин Михайлович Станюкович (1843-1903)
- Алексей Николаевич Апухтин (1841-1893)
- Константин Михайлович Фофанов (1862-1911)
- Константин Константинович Случевский (1837-1904)
- Иннокентий Федорович Анненский (1855-1909)
- Глава 7. Универсальный, синкретический реализм Антон Павлович Чехов (1860-1904)
- Заключение
- Рекомендуемая литература