logo search
М

Тоническое стихосложение: свободный молитвословный стих № 151 Песня на работе

Благослови нас, Царь наш Батюшка, На труды Твои, на трудную землю Твою, Как сына Твоего возлюбленного, Как отрока Твоего Иисуса. Да плотничал он, други, на земле да тридцать лет И победил начальника зла и отца праздности, И Царь Небес укреплялся трудом, как сын человеческий. Так благослови нас на всякое низкое дело твое по лицу всей земли. Потом на дело Божье в винограднике Твоем. Нет в небесах Твоих ни одного отдыхающего иль сидящего. Не имеют покоя день и ночь тьмы тем и тысячи тысяч Твоих. Ибо Ты Отец Вечноделающий, И Сын Твой Искупитель – Раб всех даже до этого дня, А мы трудящие названные братья его, Избранные в веки. Аминь.

А.М. Добролюбов, 1901

Мы уже встречались со свободным стихом– свободным от четкого ритма и от рифмы (№ 2). Теперь мы можем определить его терминологически: свободный стих – это нерифмованный (белый) акцентный стих. Он звучит еще аморфнее, чем беспорядочно-рифмованный акцентный стих. Некоторую упорядоченность в него могут внести лишь внестиховые средства – синтаксические. Хаотичнее и напряженнее всего звучит стих, насыщенный анжамбманами, синтаксическими переносами, как в нашей экспериментальной переработке стихотворения С. Нельдихена (№ 2). Уравновешеннее – стих, в котором синтаксические членоразделы совпадают со стиховыми (как в настоящем тексте Нельдихена). Еще уравновешеннее – стих, в котором строки связаны синтаксическим или тематическимпараллелизмом, часто подкрепляемыманафорой(единоначатием: «Как... Как...», «Нет... Не...»). Такой стих был разработан в переводах и подражаниях библейским псалмам, употребляется в богослужебных текстах и носит особое названиемолитвословный стих(термин необщепринятый). Так постройка и эта «песня» А. Добролюбова, одного из первых русских декадентов, ушедшего «в народ», ставшего бродячим сектантом, странником-ремесленником.