logo
М

№ 100 Тетрадь

Вот – вдоль исписана книгами, черный Свод стенограмм (лейбниц-глифы), тетрадь Лет, с пультов школьных до вольных, как жернов, Полночей: в памяти старая рать! …Сутра с утра; мантра днем; день молчаний; В мантии майи мир скрыт ли, где скит? – ...Сутки в седле! перьев сорок в колчане! Вскачь за добычей! тебе степи, скиф! ...Babel und bibel; бог, змий, прародитель; Дюжина, семь, шестьдесят, – счет Халдей. – ...Но – в белый мрамор вязь роз Афродите, В триметры драм бред победных Медей! ...Тоги; дороги, что меч; влечь под иго Всех; в речи медь; метить все: А и В. – ..Тут же суд: путь в катакомбы; владыки Душ; плач; о ком бы? плач, Рим, по тебе! ...Замок, забрало, железо, лязг копий; Трель трубадура к окну; муж и честь. – ...Брат ли Кабраль кораблю? индских копей Золото фландрский банкир тщится счесть... ...Дальше!.. Вопли толп; радио с небоскреба... Дальше!.. Жизнь воль; Марс в союз; враг с планет. – И... Вновь у башни троянской (из гроба!) Старцев спор, выдать Елену иль нет. – Круг всех веков, где дикарь в Übermensch’e; Все, все – во мне! рать сдержать сил не трать! Бей в пулемет, нынь! рядов не уменьшить! В ширь, в высь растут лейбниц-глифы, тетрадь!

В. Брюсов, 1923

Первое стихотворение написано 6-ст. амфибрахием с цезурой после 3-й стопы (звучит как сдвоенный 3-стопник); содержание его – призыв популяризировать «изыски» новейшей поэзии (буше– глоток;вирелэ– средневековая французская лирическая песня сложного строения). Второе стихотворение написано 4-ст. дактилем; содержание его – обзор мировой истории, которая вся вмещается в сознание одного человека (по двустишиям перечисляются приметы эпох: Индия, скифы, Вавилон и Библия, Греция, Рим, раннее христианство, средневековье, великие открытия, современность (нынь), грядущее и опять гомеровская Греция;лейбниц-глифы– универсальное письмо, каким Лейбниц в XVII в. предлагал записывать не звуки, а идеи;Übermensch– «сверхчеловек» грядущего времени).

В трехсложных размерах (дактиле, анапесте, амфибрахии) пропуски ударений обычно встречаются редко и разнообразие ритма достигается преимущественно игрой словоразделов (ср. № 97—98) исверхсхемными ударениямина слабых позициях. Эти два стихотворения пытаются разнообразить ритм более энергично: Северянин – пропусками ударений, дающими изысканные междуударные интервалы («Морóженое из сирéни!..»), Брюсов, наоборот, изобилием сверхсхемных тяжелых ударений, дающих нарочито затрудненный, спотыкающийся ритм. В северянинском стихотворении в 12 строчках пропущено 8 схемных ударений (где?), в брюсовском – в 28 строчках добавлено 38 сверхсхемных ударений, а в одном месте к этому присоединяется пропуск ударения и перебой получается еще резче («радиос небоскреба»; впрочем, может быть, Брюсов произносил на французский лад «радиó»?). Такая склонность к затрудненному утяжеленному ритму была очень характерна для поздних экспериментов Брюсова; ср.№ 87. Обратите внимание также на густую сеть аллитераций (даже внутренних рифм) и резкие переносы фраз со строки на строку – анжамбманы («черный / Свод...», «тетрадь / Лет...» и т.д.): они тоже усложняют восприятие стихотворений Брюсова.