logo
М

№ 268 Песня

Зацвела на воле В поле бирюза. Да не смотрят в душу Милые глаза. Помню, помню нежный Безмятежный лен.

Да далеко где-то Зацветает он. Помню, помню чистый И лучистый взгляд. Да поднять ресницы Люди не велят.

И. Бунин, 1909

В XIX в. песенки такого рода выходят из употребления, а вместе с ними – и тема любви в 3-ст. хорее. Возрождается она, как сказано, лишь у поэтов нашего времени, но с совсем иными подходами. Один из этих подходов мы видели (№ 256—259): несчастная любовь служит мотивировкой тоске. К таким стихам о несчастной любви примыкают и два стихотворения К. Арсеневой (№ 260—261), хотя тема тоски в них прямо не выражена. Другой подход в остальных стихах нашего раздела – через тему смерти, заданную русскому 3-ст. хорею еще «Горными вершинами». В стихотворении «Два голоса» мертвец слабо откликается на призыв живой (или умирающей?) возлюбленной, в стихотворении «Чудесное посещение» мертвая возлюбленная обращается к живому жениху (имяСофиянапоминает одновременно и о православной божественной Мудрости, и о немецком романтизме). В стихотворениях№ 263—265как бы по колдовству возникает голос и лик нездешней возлюбленной, несмотря на то что стихотворения эти написаны разными поэтами и в разные годы. Во всяком случае полное отсутствие темы счастливой любви бросается в глаза.

СМЕРТЬ

№ 269

* * *

Много было весен – И опять весна. Бедный мир несносен, И весна бедна. Что она мне скажет На мои мечты?

Ту же смерть покажет, Те же все цветы, Что и прежде были У больной земли, Небесам кадили, Никли да цвели.

Ф. Сологуб, 1899

№ 270

* * *

Мы, сплотясь с тобою Против бурь и битв, Шли на бой с судьбою С пламенем молитв. Но в душе не стало Прежнего огня. Друг мой, я устала, Поддержи меня!

Я искала счастья В мимолетных снах... Брось мне свет участья, Прогони мой страх, – Сердцу мир даруя Сказкой о весне. И когда умру я, Помолись о мне.

М. Лохвицкая, 1896/1898

№ 271

На чердаке

Что на свете выше Светлых чердаков? Вижу трубы, крыши Дальних кабаков. Путь туда заказан, И на что – теперь? Вот – я с ней лишь связан… Вот – закрыта дверь... А она не слышит – Слышит – не глядит, Тихая – не дышит, Белая – молчит... Уж не просит кушать... Ветер свищет в щель. Как мне любо слушать Вьюжную свирель! Ветер, снежный север, Давний друг ты мне! Подари ты веер Молодой жене!

Подари ей платье Белое, как ты! Нанеси в кровать ей Снежные цветы! Ты дарил мне горе, Тучи да снега... Подари ей зори, Бусы, жемчуга! Чтоб была нарядна И, как снег, бела! Чтоб глядел я жадно Из того угла!.. Слаще пой ты, вьюга, В снежную трубу. Чтоб спала подруга В ледяном гробу! Чтоб она не встала, Не скрипи, доска... Чтоб не испугала Милого дружка!

А. Блок, 1906

№ 272

Утешение

Кто лежит в могиле Слышит дивный звон, Самых белых лилий Чует запах он. Кто лежит в могиле – Видит вечный свет, Серафимских крылий Переливный снег.

Да, ты умираешь, Руки холодны, И сама не знаешь Неземной весны. Но идешь ты к раю По моей мольбе. Это так, я знаю, Я клянусь тебе.

Н. Гумилев, [1918]

№ 273

* * *

Я живу в пустыне. Нынче, как вчера. Василек мой синий, Я твоя сестра. Низкие поклоны Мне кладут цветы. На меже зеленой Князь мой, милый, ты.

Милый мой, не скрою. Что твоя, твоя... Не дает покою Думушка моя. Друг мой, князь мой милый Пал в чужом краю. Над его могилой Песни я пою.

А. Блок, 1903

№ 274

* * *

Просыпаюсь рано, Чуть забрезжил свет. Тёмно от тумана – Спать мне или нет? Нет, вернусь упрямо В колыбель мою – Спой мне, спой мне, мама: Баюшки-баю! Молодость мелькнула, Радость отнята, Но меня вернула В колыбель мечта. Не придет родная – Что ж, я сам спою, Горе усыпляя: Баюшки-баю! Сердце истомилось. Как отрадно спать! Горькое забылось, Я – дитя опять,

Собираю что-то В голубом краю, И поет мне кто-то: Баюшки-баю! Бездыханно, ясно В голубом краю. Грезам я бесстрастно Силы отдаю. Кто-то безмятежный Душу пьет мою. Шепчет кто-то нежный: Баюшки-баю! Наступает томный Пробужденья час. День грозится темный, Милый сон погас, Начала забота Воркотню свою, Но мне шепчет кто-то: Баюшки-баю!

Ф. Сологуб, 1896

Тема смерти содержалась уже в исходном стихотворении нашего размера – в «Горных вершинах». Потом она возникала во многих уже рассмотренных стихотворениях (№ 220—222,227,231—233,245—248,251,262—266). В этот раздел выделены только те стихотворения, в которых тема смерти представлена наиболее сосредоточенно. Конечно, и они перекликаются с уже знакомыми нам темами – любви (№ 270,272), быта (№ 271; хоть Блок и очень не похож на Дрожжина, но вьюга за стеной пришла к нему из 3-ст. хореев Дрожжина и других поэтов быта), сказки (№ 273); детства (№ 274). Концовки «...Помолись о мне» и «...По моей мольбе» перекликаются с концовкой№ 231– «...Помолюсь украдкой / За твою судьбу» – и серединой№ 248– «...Не забудь меня». А последнее стихотворение Сологуба прямо построено по образцу стихотворения Фета «Сердце – ты малютка! / Угомон возьми... / ...Перестанешь биться – / И навек в раю, – / Только будет сниться: / Баюшки-баю!» – тоже 3-ст. хореем, тоже о смерти, тоже через образы детства и колыбельного сна. Найдите это стихотворение у Фета и попробуйте определить разницу в разработке одинаковой темы Фетом и Сологубом.

БУНТ

№ 275

* * *

Оскверняешь ложью Ты простор полей. Называешь Божью Землю ты своей.

Даже гор уступы Осквернил хулой. О, какой ты глупый! О, какой ты злой!

Ф. Сологуб, 1890

№ 276

Над полями Альзаса

Ангел непогоды Пролил огнь и гром, Напоил народы Яростным вином. Средь земных безлюдий Тишина гудит

Грохотом орудий, Топотом копыт. Преклоняя ухо В глубь души, внемли, Как вскипает глухо Желчь и кровь земли.

М. Волошин, 1914

№ 277

Поле боя

Мертвые зарыты; Вспахана земля; Травами покрыты Жирные поля;

Кое-где лопатой Вкопаны луга, Да торчит измятый кончик сапога.

Б. Лапин, 1925

№ 278

Полно

Полно! Не впервые Испытанья Рок Подает России: Беды все – на срок. Мы татарской воле Приносили дань: Куликово поле Положило грань. Нас гнели поляки, Властвуя Москвой; Но зажег во мраке Минин факел свой.

Орды Бонапарта Нам ковали ков; Но со снегом марта Стаял след врагов. Для великих далей Вырастает Русь; Что мы исчерпали Их, – я не боюсь! Знаю: ждет нас много Новых светлых дней: Чем трудней дорога, Тем привал милей.

В. Брюсов, июнь 1917

№ 279

* * *

Загуди сильнее, Красный, вольный звон! Злого чародея Взяли мы в полон! Вековые раны Вылечит народ, Будет сердце пьяно Радостью свобод...

Буйно-огневая Посреди песков Бьет вода живая Новых родников. Песенные гулы, Красный звон шальной. – Веселись, Микула, Царь земли родной!

А. Ширяевец, 1917

№ 280

Отчарь

(Из поэмы)

Тучи – как озера, Месяц – рыжий гусь. Пляшет перед взором Буйственная Русь. Дрогнул лес зеленый, Закипел родник. Здравствуй, обновленный Отчарь мой, мужик! Голубые воды – Твой покой и свет,

Гибельной свободы В этом мире нет. Пой, зови и требуй Скрытые брега; Не сорвется с неба Звездная дуга! Не обронит вечер Красного ведра; Мóгутные плечи – Что гранит-гора. <...>

С. Есенин. 1917

№ 281

На воле

Волен ветер в поле, Сам себе закон; А на вольной воле Я – в себе волён. В сердце ль накипело, Час ли бьет тоске, – В путь-дорогу смело Выйдешь налегке; Позади покинешь Бремя дум лихих, –

Взглядом не окинешь, Сколько было их. Мне – чего жалеть ли, Гонит не вражда, – Вырвался из петли И – прощай, нужда! Ни угла, ни дома, Ничего-то нет, Бобылю – хорома Бел-широкий свет!.. <...>

Ап. Коринфский, [1909]

№ 282

Волна

Вечер.Стенька Разин, Верный атаман, На веселый праздник Гонит караван. С моря волны-сестры. Как снега, белы. Отточились остро Отмелей углы. К городу пристали Лодки и челны – У царя в опале Гордые сыны.

Чарка атамана В поднятой руке. Весело и пьяно Стало на реке. – На Руси ли мало – Доброго вина? – Много! – отвечала Синяя волна. И упала с кручи, И ушла к лугам, И струной певуче Прозвенела там.

П. Орешин, 1914

№ 283

* * *

Барка жизни встала На большой мели. Громкий крик рабочих Слышен издали. Песни и тревога На пустой реке. Входит кто-то сильный В сером армяке. Руль дощатый сдвинул, Парус распустил.

И багор закинул, Грудью надавил. Тихо повернулась Красная корма, Побежали мимо Пестрые дома. Вот они далеко, Весело плывут. Только нас с тобою, Верно, не возьмут!

А. Блок, 1904

№ 284

* * *

Прежнее истлело, Новое живет. Там, где плыло тело, Лодка поплывет. Кто-то слезы ронит. Пусть тоскует, пусть! Никого не тронет Старческая грусть. Снесена ограда, И разрушен дом, – Никому не надо Вспоминать о том.

Плохо ль новоселье Мертвому в гробу? Хочется веселья Каждому рабу. Цепкую кручину Прогони в кабак, Надевай личину, Надевай колпак. Бубенцами звякай. Бубном грохочи, Шут, перед зевакой Громче хохочи.

Ф. Сологуб, 1923

У И.С.Никитина, «классика» 3-ст. хорея (в темах природы и быта), есть известное стихотворение про вольного бобыля: «Дай взгляну веселей: / Дума не подмога. / Для меня ль, бобыля, / Всюду не дорога!..» Оно написано не 3-ст. хореем, а строчным логаэдом (как № 127), но в этом логаэде четные строки представляют собой 3-ст. хорей (а нечетные?); через это сходство тема воли могла связаться ассоциациями и со сплошным 3-ст. хореем. По-видимому, именно поэтому Ал. Коринфский написал свое стихотворение на точно ту же тему 3-ст. хореем (№ 281; ср. у Коневского –№ 225), а затем это подхватили «крестьянские поэты» Орешин, Ширяевец и Есенин. Так совершилась неожиданная, казалось бы, перемена эмоционального знака: рядом со стихами о народе угнетенном и бедствующем (тема быта) явились стихи о народе вольном и сильном (тема бунта).

Стихотворение Коринфского написано по следам революции 1905г., стихотворение Орешина – на волне предвоенного революционного подъема, стихотворения Ширяевца и Есенина приветствуют февраль 1917 г. Революция в России была последствием войны; тема войны входит в 3-ст. хорей в стихах Волошина и Лапина. В ней знакомая 3-ст. хорею тема смерти расширяется от личных до общих масштабов. (Альзасв стихотворении Волошина – французское название Эльзаса, прирейнской области, где шли сражения первой мировой войны.) Любопытно, что в конце стихотворения Брюсова 1917 г. возникает в метафоре одна из самых традиционных тем 3-ст. хорея – путь, «дорога» и «привал». Несомненной аллегорией революции является стихотворение Блока с его концовкой о собственной судьбе. Поздним откликом на стихотворение Блока (через образ лодки) может быть воспринято и стихотворение Сологуба (№ 284, тоже с концовкой о себе), хотя это и не так: в нем говорится о смерти жены поэта, утонувшей полутора годами ранее.