logo
М

Тоническое стихосложение: акцентный стих, раешный стих

№ 149

Про Червяка

Слава Господу-Богу, Пошел Червяк в путь-дорогу... По пешему пути Труднее тому Червяку идти. Ох, господи, грех, Лежит камень с орех! Куды Червю пройти, Кругом Червю ползти. Богородица святая, Соломина-то какая, Соломина толста Да долга, что верста. Ой, господи батюшка, Ты куда, Червяк, катишься? Да тут яма темнешенька С-под сухой с горошинки... Ой, святые угодники, Сидит Жук греховодник, Усом ввертит, Глазом глядит, Меня, Червяка, видит... <...>

С. Федорченко, [1925]

№ 150

Честь

Служа в охранке Уже лет десять, Свои замашки И привычки Давно успел уравновесить Иван Петров. Подле часов Всегда в кармашке Носил он спички, Медаль в петличке, И в Новом банке Имел он свой вклад – Сто пятьдесят Мужчина в соку, Под тридцать лет, Вставал он чуть свет И до поздней ночи

 

Был начеку. За всеми следил, За всеми ходил Походкой тяжелой, Подняв воротник... Короче – Наблюдал за крамолой, Как честный шпик. Была у него любовница, Мелкая чиновница, Угощала его по воскресеньям Пирогами С грибами, Сравнивала себя с грациями И завязывала банки с вареньем Прокламациями... <...>  

П. Потемкин, [1911]

За порогом тактовика начинается чистотоническая системастихосложения. Колебания междуиктовых интервалов в 1-2 слогам (как в дольнике) и в 1-2-3 слога (как в тактовике) слух еще может уловить и выделить; но отличить на слух, без подсчета, например, четырехсложный интервал от пятисложного уже вряд ли возможно. В таком стихе ритмическое ожидание ударности/безударности каждого следующего слога исчезает совсем – остается лишь обычное общеязыковое ожидание того, что за вереницей безударных слогов, наконец, последует ударный. Таким образом, длина стиха в тонической системе измеряется не числом стоп (и, соответственно, сильных мест – иктов), а числом слов (и, соответственно, ударений): строки различаются2-ударные, 3-ударные, 4-ударныеи т.д. Не нужно думать (как часто делают), что в тоническом стихотворении все строки должны быть равны по числу ударений: как в силлабо-тонике вполне законны неравностопные стихи (урегулированные или вольные), так и в тонике – неравноударные. По-латыни «ударение» – «акцент», поэтому самое общее название чистотонического стиха –акцентный стих.

Так как акцентный стих лишен метра, то повышенную важность в его организации приобретает рифма. Самый типичный образец акцентного стиха начала XX в. (4-ударного) – это стихи В. Шершеневича (№ 45—46); сходное звучание имел акцентный стих и у Маяковского. Стихи Шершеневича имели перекрестную рифмовку (АБАБ). Если рифмовка в акцентном стихе парная (ААББ), то звучит он несколько упорядоченное, распадаясь на законченные двустишия; если, наоборот, рифмовка его более прихотлива, то звучит он более беспорядочно и аморфно. Первый случаи, представлен здесь стихотворением (для детей) С. Федорченко. Такой парнорифмованный акцентный стих употребителен в народной говорной поэзии (свадебные приговоры, балаганные зазывания, лубок; подражание ему – пушкинская «Сказка о попе и работнике его Балде») и носит особое название –раешный стих. Второй случай представлен «сатириконским» стихотворением П. Потемкина (ср.№ 5: иная тема, но столь же непредсказуемая рифмовка); такой стих почти не употребителен. Составьте схему расположения рифм у Потемкина.