logo
М

Полиметрия, логаэды, ассонирующие рифмы № 136 Нимфы

Сестры, сестры! Быстро, быстро – вместе, вместе вслед за ним! Вкрадчивым топотом, ласковым шепотом, сладостным ропотом вдруг опьяним. Душен шелест листьев сонных, рощ лимонных сладкий бред. Путник взволнованный сном очарованный, негой окованный, грезой согрет. Ах, кружитесь, мчитесь мимо, вдруг – незримо вновь к нему. Страхи задушите, вздохи потушите, песню обрушите в тихую тьму. Путник милый, о, внемли же! Ближе, ближе тайный миг. Разве ты радости, ласковой сладости, пламенной младости в нас не постиг?

 

Наша ночь тиха, тепла; Играть мы будем до утра.

Нынче юная пришла Впервые к нам еще сестра.

 

Звезды в небе зажжены Среди колеблющейся тьмы:

Так торжественно должны При них сестру приветить мы.

 

Клики, плески далеко Мы бросим в пляске горячо;

В круг сплетемся так легко – Рука с рукой, к плечу плечо.

 

Крикнет нимфа на берегу: «Силены, фавны! вас зову!»

Спляшем с ними на лугу Во сне хмельном – иль наяву?

 

Брат! И ты в хмельной толпе Не устремишься ль по росе?

Легок бег босой стопе! Эй, люди! К нам бегите все!

 

После плясок нас в тиши Лелеют пирные огни.

Сестры – все мы хороши, К любой груди чело склони.

 

Будет ночь жива, светла В багровых отсветах костра.

Как в траве ала, бела Твоя подруга и сестра!

  Путник милый, о, внемли же! Ближе, ближе тайный срок! Разве ты радости, ласковой сладости, пламенной младости нам не сберег? Да, ты с нами! Да, ты слышишь! Грезой дышишь и горишь! Ночь благодатная, тьма ароматная, ширь необъятная, нежная тишь! Звуки, лейтесь! Вейтесь, девы, – как напевы знойных чар! Вами посеянный, ночью взлелеянный, вихрями взвеянный, буен пожар! Сестры, сестры! Быстро, быстро! С нами, с нами – вот же он! Тающим топотом, плещущим шопотом, радостным ропотом он опьянен!

Ю. Верховский, [1910]

В этом стихотворении Ю. Верховского начало и конец написаны одним размером, а середина, вставленная между ними как в рамку, – другим. Такое сочетание разных размеров в одном текс называется полиметрией(гр. «многоразмерность») и обычно мотивируется переменой темы, эмоций, точки зрения, в конечно счете интонации. В полиметрию могут сочетаться и более короткие отрывки текста; так, полиметрично стихотворение Маяковского «Прощание» (см.№ 9), где одно четверостишие написано дольником (ср.№ 143—144), а другое – вольным хореем (ср.№ 120).

Здесь оба сочетаемых размера представляют собой логаэды, но разные. В серединной части это – правильное чередование строк 4-ст. хорея и 4-ст. ямба (при желании можно сказать, что это «двусложный размер с переменной анакрусой», см.№ 75). В начальной и конечной части это правильное чередование 8-ст. хор и 8-ст. дактиля (восприятие такого соседства облегчается одинаковым их цезурным членением на 2+2+2+2 стопы, дополнительно подчеркнутым внутренними рифмами: в хореических строках между 2-м и 3-м колоном, «...сонных, ...лимонных» и т.д., в дактилических строках между 1-м, 2-м и 3-м колоном, «...топотом, ...шопотом, ...ропотом» и т.д.). Противопоставлены эти разноразмерные куски не только тем, что в крайних строчки длинные, а в среднем короткие, но еще и тем, что в крайних все рифмы – мужские закрытые (т.е. кончающиеся согласным звуком; найдите одно исключение), а в среднем – мужские открытые (кончающиеся гласным звуком) и вдобавок ассонирующие (см.№ 48); здесь сменяются строфы с рифмами наА, Ы, О, У, Е, И, А, образуя таким расположением некоторую симметрию; в крайних кусках тоже можно уловить симметрию рифмующих гласных (И, Е, У, ИиО, И, А, О), но более слабую.