logo
М

Расшатанный логаэд № 133 Ария юноши

Песня моей свирели не ждет ответа: Прошла зима, пройдет весна, пройдет и лето. Голос мой, тот же всегда, звучит уныло: Забудут все, что было зло, что было мило. Время, как птица, вьется, любовь крылата. Собравшим только хлеб рабам дается плата. Камень, стукнутый камнем, огонь рождает, Любовный взгляд найдет, ища, кого не знает. Маски ловятся слепо в повязке жмурок: Пастух, король, поэт, герой, монах и турок. Время летит: скорее, не ждите лета, Свирель моя одна поет, полна ответа.

М. Кузмин, [1908]

Перед нами несомненные строчные логаэды: первый стих каждого двустишия гибок и причудлив, а второй стих, наоборот, предельно строг: это 6-ст. ямб, и притом полноударный, и притом со словоразделами, как бы отбивающими стопы («пастух, король, поэт, герой...»). Стихотворение Кузмина входило в сюиту «Куранты любви», написанную на собственную музыку; эта музыка еще больше подчеркивала контраст первой и второй строк двустишия.

На фоне четких ямбов первые строки кажутся однородно построенными – стопными логаэдами, только очень сложными. На самом деле логаэдичность их расшатана, на одинаковую последовательность разных стоп они не разлагаются. Пять из этих шести стихов укладываются в схему: хорей (отбитый словоразделом); за ним амфибрахий или дактиль; за ним опять хорей и после него женская цезура; а потом два ямба с женским окончанием. Найдите сами единственный стих, который не укладывается в эту схему, и попробуйте в нем заменить одно слово (предцезурное), чтобы он не выбивался из схемы.

Это «или» в нашем описании (амфибрахий илидактиль) и есть признак расшатанности кузминского стопного логаэда. Это – шаг от силлабо-тоники в сторону чистотонического стиха. Сравните схему кузминского стиха со схемой стиха поэмы Г. Адамовича «Вологодский ангел» в следующем разделе (№ 141), вы увидите много общего.