logo
М

Акростих и телестих № 15 * * *

Ю.Н.Верховскому

  Юлою жизнь юлит в чаду своих повтороВ. Рассеянно   бредя,   ты проглядел   еЕ; И слушал тишину, и слушал в поле вечеР, Юдоль тоски земной переплавляя в стиХ, Не   требуя   наград,  шагая  неустаннО – , И в тридцати годах спокойных чистых слоВ Каким зерном нагруз твой полновесный колоС! Ах:   что  нам  пожелать  поэту в этот сроК? Немного   радости  да  отдыха  немногО... Да чтобы Муза та, которой он ведоМ, Ревниво сторожа его скупую славУ, Опередив других, не уступая праВ, Верна, как и всегда, к нему стремила дланИ И, скромный юбилей приветствием почтиВ, Чтоб с нами здесь она, ликуя, возгласилА: Ура! – Верховскому, – ура! ура! виваТ!

А. Альвинг, 1929

Как месостих складывается из серединных букв стиха, так телестихскладывается из последних букв стиха. Понятно, что такая форма практически возможна только в нерифмованном стихе (почему?). Поэтому употребляется она гораздо реже; во всей русской поэзии мы знаем только приводимый здесь пример, да и тот печатается впервые. Это стихотворение в честь 30-летнего юбилея поэтической работы писателя Юрия Верховского (в этой книге есть его стихи); по начальным, а потом по конечным буквам читается: “Юрию Никандровичу Верховскому виват!”

Бывают и более сложные расположения выделенных слов и фраз в стихотворном тексте, например, по диагонали: 1-я буква 1-й строки, 2-я буква 2-й строки, 3-я буква 3-й строки и т.д. (сонеты с такими “акростихами” писал Э. По, а переводил – что было едва ли не труднее – В. Брюсов). Но здесь акростих уже окончательно теряет свою первоначальную функцию разметки стихоразделов и становится только украшением, поэтому о таких приемах уместнее говорить как о фигурных стихах.