logo
М

Микрополиметрия № 137 Лествица

(Из поэмы)<...> Высокий, звонкий свод. Отзвук каждого движенья, Бесов злобный хоровод И – мученья, и мученья! Нет, не хочешь ты мучений, Стонов грузных тел. – В небесах ликуют тени, Чертят грешному предел. Ты всех объяла тканью нежной – Покров единый надо всем; В тебе нет горести мятежной, Твой взор прозрачен, тих м нем. Смело ты зажгла зарницы, Осветила ярко тьму, – Грозно огненные птицы В княжью вторгнулись тюрьму. И руки слепцов разъяренных Застыли пред трепетным светом, А камни в стенах полусонных Их встретили звучным приветом. Высокий, звонкий свод Опустел, и бесов нет. Их расторгнут хоровод... Последнему утру – привет! <...>

А. Миропольский, ок. 1898

И предыдущем примере полиметрический текст состоял из трех больших кусков и перемена метра мотивировалась переменой содержания и переменой интонации – более эпической в середине, более призывающей в начале и конце. Разноразмерные отрывки могут быть и короче: в стихотворении Маяковского «Прощанье» (см. № 9) две строфы, одна (дольником) обрисовывает ситуацию, другая (вольным хореем) выражает чувство. Мотивировка смены метров тоже может исчезать или почти исчезать: таков предлагаемый отрывок мистической поэмы А. Миропольского о ночи в темнице («ты» – это ночь). Герой поэмы – князь, он убил злого духа, скрывавшегося в облике монаха, за это брошен в монастыре темницу, будет сожжен на костре и уже в виде бестелесного духа станет сражаться дальше в вечной битве Добра и Зла. Ни одно приведенных 6 четверостиший не тождественно с другим; более того, в одной строфе смешаны строки ямба и хорея, а в другой – ямба, хорея и амфибрахия (в каких?) – ср.№ 135. Это разрушает «строфическое ожидание», делает строение текста непредсказуемым, содействует нагнетанию тревожной неопределенности, в которой и развертывается сюжет поэмы. Такую полиметрию с немотивированными сменами коротких отрывков можно назватьмикрополиметрией(«мелкой многоразмерностью»). Величайшим мастером ее Велимир Хлебников; его стихи местами звучат похоже на поэму Миропольского.