logo
М

Урегулированная и компенсирующая анакруса

№ 76

Ветер

Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим И под влажным мерцаньем Луны.

Я жить не хочу настоящим, Я внимаю намекам струны.

Цветам и деревьям шумящим, И легендам приморской волны.

Желаньем томясь несказанным, Я в неясном прядущем живу,

Вздыхаю в рассвете туманном, И с вечернею тучкой плыву.

И часто в восторге нежданном Поцелуем тревожу листву,

Я в бегстве живу неустанном, В ненасытной тревоге живу.

К. Бальмонт, 1895

№ 77

Сон сада

Глушь черноземной России И старый заброшенный сад; Ветки березы косые Гирляндами книзу висят; Липы, широкой листвою. Зеленым повисли шатром; Дикой, высокой травою Покрылись дорожки с песком.

 

Видно, давно человека Не видел ты, сад-старина? «Да, вот уж скоро полвека Никто не нарушил мне сна... Сон мой баюкают птицы Чарующим пеньем своим, И сон мне волнующий снится: Любим я весною, любим!»

П. Кокорин, 1910

Стихи Городецкого были примером неурегулированной переменной анакрусы. Эти два стихотворения знаменитого Бальмонта и безвестного Кокорина – примеры урегулированной, предсказуемо чередующейся переменной анакрусы. У Бальмонта чередуются строки с односложной и двусложной анакрусой трехсложного метра (3-ст. амфибрахий и анапесты), у Кокорина – с нулевой и односложной анакрусой трехсложного метра (3-ст. дактили и амфибрахии). Можно заметить, что звучат они по-разному: у Бальмонта более контрастно, у Кокорина более плавно (это подчеркнуто и графическим обликом стихов: у Бальмонта с отступами, у Кокорина без отступов). Причина – в том, как соотносятся скопления безударных слогов внутри стиха и на стыках стихов. У Бальмонта читаем: «Я жить не могу настоящим, /Я люблю беспокойные сны, /Подсолнечным блеском палящим...» На стыках стихов оказываются то 3, то 1 слог, тогда как внутри стиха между ударениями стоят по 2 безударных слога; таким образом, стихоразделы резко выделяются в общем потоке ритма стиха, текст звучит отрывисто. У Кокорина читаем: «Глушь черноземной России / Истарый заброшенный сад; / (—) Ветки березы косые / Гирляндами книзу висят...» На стыках стихов оказываются то 2 слога (как и внутри между ударениями), то ноль слогов (резкий контраст). Таким образом, у Кокорина нечетный и четный стих каждой строфы как бы сливаются в один 6-ст. дактиль с сильной паузой после него. Такую урегулированную анакрусу, которая делает стихи отрывистыми, как у Бальмонта, можно условно назватьконтрастирующей; такую, которая делает стихи слитными, как у Кокорина, –компенсирующей.

Эта роль урегулированной переменной анакрусы особенно видна, если для сравнения представить оба стихотворения с постоянной анакрусой. У Бальмонта чистый амфибрахий звучал бы: «Я жить не могу настоящим, / Люблю беспокойные сны...», строки сливались бы, контрастности было бы меньше. У Кокорина чистый дактиль звучал бы: «Глушь черноземной России, / Старый заброшенныйсад...», строки разъединялись бы, контрастности было бы больше. Посмотрите уже упоминавшийся двусложник Верховского с переменной анакрусой (№ 136) – контрастирующую играет она там роль или компенсирующую, разрывает или связывает строки?