logo
М

Окончания стиха № 64 Ночь

Ветки, темным балдахином свешивающиеся, Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся, Звезды, в ясном небе слабо вздрагивающие, Штаммы роз, свои цветы протягивающие, Запах трав, что сердце тайно вкрадывается, Теней сеть, что странным знаком складывается, Вкруг луны живая дымка газовая, Рядом шепот, что поет, доказывая, Клятвы, днем глубоко затаенные, И еще, – еще глаза влюбленные, Блеск зрачков при лунном свете белом, Дрожь ресниц в движении несмелом, Алость губ, не отскользнувших прочь. Милых, близких, жданных... Это – ночь!

В. Брюсов, 1915

Все безударные слоги, следующие в конце стиха после ударной константы, называются окончанием стиха(клаузулой) и в счет стоп не идут. Окончания могут бытьмужскими(последний слог – ударная константа),женскими(после константы – один безударный слог),дактилическими(после константы – два безударных слога),гипердактилическими(после константы – три и более безударных слогов). Это стихотворение Брюсова начинается гипердактилическими окончаниями с 6 безударными слогами, а затем с каждым двустишием окончания укорачиваются на слог, вплоть до мужских. При всем том размер стихотворения остается один и тот же – 5-ст. хорей.

Штампы роз(правильнее: штамбы) – кусты роз.

В длинных окончаниях на безударных слогах (обычно на последнем) могут стоять сверхсхемные ударения, не входящие в счет стоп. Чаще это встречается в стихах нерифмованных, например у Некрасова в «Кому на Руси жить хорошо» (3-ст. ямб с дактилическими окончаниями):

Поля совсем затоплены, Навоз возить – дороги нет, А время уж не раннее – Подходит месяц май!

– но возможно и в рифмованных: ниже в отрывке из «Молодца» Цветаевой (№ 105) мы найдем рифму «Нахлёстанный / Эй, вёрсты мои!»