logo
М

Вступление

№ 219

Из Гёте

Над грядой зубчатой Тих покой небес. Тишиной объятый Дремлет темный лес

Птицы замолчали. Спрятались в кусты... – Скоро все печали, Верь, забудешь ты.

Чролли, [1915]

№ 220

* * *

Человек, яко трава...

Осень взоры клонит, Вечер свеж и мглист. Ветер гонит, гонит Одинокий лист.

Так и ты, забвенный Лист в ночных полях, Прокружишь, мгновенный, И уйдешь во прах.

С. Кречетов, [1910]

№ 221

* * *

В тишине глубокой Все в деревне спят. На небе высоко Звездочки горят;

Но одна упала И исчезла вдруг. Так тебя не стало, Мой сердечный друг.

С. Дрожжин, 1907

№ 222

* * *

Глушь родного леса, Желтые листы. Яркая завеса Поздней красоты.

Замерли далече Поздние слова, Отзвучали речи – Память все жива.

А. Блок, 1901

№ 223

* * *

Солнечные блики Испещряют сад. Розовой гвоздики Вьется аромат.

Шумные стрекозы Пляшут над травой… ...О, родные грезы. О, души покой.

Вл. Палей, 1915

Первое стихотворение нашей подборки – это переложение «Ночной песни странника» Гёте: той самой, в подражание которой Лермонтов в 1840 г. написал знаменитое восьмистишие:

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.

С этого лермонтовского стихотворения началась, можно сказать, история 3-ст. хорея в русской поэзии; более ранние образцы его, за редкими исключениями, забылись. Любопытно, что немецкий оригинал написан вовсе не 3-ст. хореем, а неравноиктным (вольным) дольником; 3-ст. хореем у Гёте звучит лишь первая строка – она и подсказала Лермонтову (а потом Чролли) выбор русского размера.

Содержание стихотворения Гёте и Лермонтова – 6 строк описания успокоенной природы и 2 строки – обещание успокаивающей смерти. Природа и смерть так и останутся в числе излюбленных тем этого размера. Эти две темы присутствуют во всех пяти приводимых восьмистишиях. В «природе» у С. Кречетова нет «отдыха», у Вл. Палея нет «ночи», и все-таки у одного в концовке – «покой», а у другого – «прах». Точно так же и композиция в трех из пяти стихотворений сохраняет лермонтовские пропорции – 6+2 строки (ср. также далее № 229).

ПУТЬ

№ 224

* * *

Посох мой цветущий, Друг печальных дней, Вдаль на свет ведущий Верных звезд верней!

Ты омочен в росах, Ты привык к труду. Мой цветущий посох! Я с тобой иду.

С. Городецкий, [1912]

№ 225

* * *

Заломивши лихо Шапку набекрень, Залился ты взором В ясный Божий день. И, тая под оком Накипевший хмель, Слышишь ты в далеком Тихую свирель. Мимоходом думу Дерзкую родишь;

Тут же так, что небу Жарко, начудишь. И на все ты смотришь Мельком, хоть в упор: Дальше бродит, ищет Захмелевший взор. И, внемля свирели Внятной и прямой. Беззаветно к цели Ты идешь немой.

И. Коневской, 1897

№ 226

* * *

Мерно вьет дорога Одинокий путь. Я в руках у Бога, Сладко дышит грудь. Гордо дремлют буки, Чаща без границ. Все согласны звуки С голосами птиц.

Манит тихим зовом Зашумевший ключ. Ветки свисли кровом От пролетных туч. Близкий, бесконечный, Вольный лес вокруг, И случайный встречный – Как желанный друг.

В. Брюсов, 1899

№ 227

Ор. 66

Полночью глубокой Затуманен путь В простоте далекой Негде отдохнуть Ветер ветер злобно Рвет мой старый плащ Песенкой загробной Из-за лысых чащ Под неверным взглядом Лунной вышины Быстрых туч отрядом Рвы затенены

Я старик бездомный Всеми позабыт Прошлых лет огромный Груз на мне лежит Я привык к тяготам К затхлой темноте К плещущим заботам К путаной версте Нет вокруг отрады Все полно угроз Туч ночных громады Сиплый паровоз.

Д. Бурлюк, [1913]