logo
М

IV: Из-за чего? Из-за кого?

Из-за чего, из-за кого в солдаты взяты Все милоюноши в расцвете вешних лет? Из-за чего, из-за кого все нивы смяты И поразвеян нежных яблонь белоцвет? Из-за чего, из-за кого взят я в солдаты, Я, ваш изысканный, изнеженный поэт? И люди ль – люди? Ах, не люди – кровопийцы. Все человечество потоками льет кровь. Все англичане, все французы, все бельгийцы Все в исступлении восстали за любовь! И только гению в солдаты не годится, Уже отдавшему всю жизнь свою за новь!.. . Я болен сердцем и душой невыразимо, И слабосилен, и бескровен, как аскет. Не с вами я, и ваша жизнь проходит мимо, И оттого, что я не ваш, я – ваш поэт. Но мною жизнь – не ваша жизнь! моя! любима, А в ней – вас очаровывать секрет.

И. Северянин, 1915

В предыдущем параграфе мы видели, как своеобразно выглядела метрическая схема бесцезурного 6-ст. хорея с трехчленным ритмом: так, как будто она состояла не из 6 однородных стоп, а из 3 однородных двустопий, каждое с обязательным ударением на одной и необязательным ударением на другой стопе: . Такие однородные двустопия (по-гр. «диподии») называютсяпеонами I, II, III и IV– в зависимости от того, на который слог приходится ударение. Хорей может звучать ритмами I пеона: «Ирисы печальные...» – 7-ст. хорей) и III пеона: «Навевали смуть былого...» – 6-ст. хорей), ямб – ритмами II пеона: «От полюса до полюса...» – 7-ст. ямб) и IV пеона: «Из-за чего, из-за кого...» – 6-ст. ямб; ср. звучание других его ритмов в№ 90—93).

Некоторые стиховеды считают пеоны даже не двустопиями, а цельными стопами и предлагают называть «Ирисы печальные, задумчивые, бледные...» 4-стопным пеоном I, «От полюса до полюса я землю обошёл...» – 4-ст. пеоном II, «Навевали смуть былого окарины...» (№ 95) – 3-ст. пеоном III, а «Из-за чего, из-за кого в солдаты взяты...» – 3-ст. пеоном IV, но это не общепринято. Для русских ямбов и хореев вообще характерна тенденция к чередованию частоударных и редкоударных стоп от конца к началу стиха, когда этому не мешает цезура (вторичный ритм, «закон регрессивной акцентной диссимиляции»); ср. такие ритмы, как у Пушкина в 4-ст. хорее «Невидимкою луна...», в 4-ст. ямбе «Адмиралтейская игла...», в 5-ст. ямбе «И летопись окончена моя..». Пеонический ритм лишь доводит эту тенденцию до предела.

В. Ходасевич в книге «Некрополь» вспоминает: Брюсов «радовался, когда открыл, что в русской литературе нет стихотворения, написанного чистым пеоном первым! И как простодушно огорчился, когда я сказал, что у меня есть такое стихотворение и было напечатано, только не вошло в мои сборники. „Почему же не вошло?” – спросил он. – „Плохо”, – отвечал я. – „Но ведь это был бы единственный пример в истории русской литературы!”». Оба были неправы: Бальмонт написал такое стихотворение («Придорожные травы») еще в 1900 г.