Предварительные сведения
Стихосложение (версификация)– это способ организации звукового строения речи, по которому речь делится на две большие категории –стихиипрозу.
Изучение стихосложения позволяет ответить на три вопроса: 1. Чем отличается стих от прозы? 2. Чем отличается стих одного языка (или эпохи) от стиха другого языка? 3. Чем отличается стих одного стихотворения от стиха другого?
Как ни странно, самый трудный из этих вопросов – первый.
1. Чем отличается стих от прозы? Дошкольник скажет: “Тем, что стихи печатаются короткими неровными строчками”. Школьник скажет: “Тем, что в стихе есть ритм и рифма”. Студент скажет: “Тем, что стих – это специфическая организация речи поэтической, т.е. повышенно эмоциональной, представляющей мир через лирический характер...” и т.д. Все трое будут правы, но ближе всех к сути дела окажется все-таки дошкольник.
Слово “стих” по-гречески значит “ряд”, его латинский синоним “versus” (отсюда “версификация”) значит “поворот”, возвращение к началу ряда, а “проза” по-латыни означает речь, “которая ведется прямо вперед”, без всяких поворотов. Таким образом, стих – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется “стихом” и на письме обычно выделяется в отдельную строку. Какая при этом достигается художественная выразительность, подробно рассматривается в I разделе нашей книги – “Стих и проза”.
Мы сказали: “отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой”. Что значит “соотносимые”? Когда мы скользим взглядом по прозаическому тексту, то видим непосредственно читаемые слова, хорошо помним предыдущие, смутно – предпредыдущие и т.д., с равномерным убыванием ясности. А когда мы читаем стихи, то в конце каждой строки живо вспоминаем концы предыдущих строк, в начале каждой строки – начала предыдущих строк и т.д. Если мы воспринимаем прозу как бы в одном измерении, “горизонтальном”, то стих в двух – “горизонтальном” и “вертикальном”; это разом расширяет сеть связей, в которые вступает каждое слово, и тем повышает смысловую емкость стиха. Заметнее всего такая соотнесенность в концах строк, когда они связаны рифмой, об этом подробно говорится во II разделе книги – “Стихораздел и рифма”.Но это относится не только к концам строк. Возьмем начало лермонтовского стихотворения:
Белеет парусодинокий В туманеморяголубом!..
и незначительно его изменим:
Белеет парусодинокий В морскомтуманеголубом...
– и мы почувствуем, что перед нами две немного разные картины: в первой парус воспринимается на фоне моря, во второй на фоне тумана; первая четче, вторая смутнее (так ли это, на ваш взгляд?). Прозе такие тонкие средства недоступны.
А что значит “соизмеримые” отрезки? Вспомним начало крыловской басни “Две бочки”:
Две бочки ехали: одна с вином,Другая Пустая.Вот первая себе без шума и шажкомПлетется, Другая вскачь несется...
Содержание этих стихов поступает в наше сознание как бы смысловыми порциями, каждая порция – стих. Первый стих – длинный, второй и третий – неожиданно короткие, а смысловая их нагрузка, казалось бы, должна быть приблизительно равной. От этого слова “другая” и “пустая” приобретают в нашем сознании такой же вес и важность, как целое сообщение “Две бочки ехали: одна с вином...”: сразу становится ясно, что героиней басни будет вторая бочка. Если бы записать этот же текст прозой – противопоставление потерялось бы. И это лишь оттого, что наше сознание соизмеряет, какой стих длиннее и какой короче.
Соизмеряет, но какими мерками? И вот здесь мы подходим ко второму вопросу.
2. Чем отличается стих одного языка (или эпохи) от стиха другого языка (или эпохи)? Именно теми мерками, которыми соизмеряются строки. Наше сознание может вести счет длине строк или словами, или слогами, или (что уже сложнее) группами слогов – стопами. В зависимости от этих мерок мы различаем системы стихосложения: тоническую(по числу ударений, т.е. слов: ведь в стихе сколько самостоятельных слов, столько и ударений),силлабическую(по числу слогов) исиллабо-тоническую. Человек, привыкший к силлабическому стиху, скажет, что в “Двух бочках” второй стих короче первого на 7 слогов; привыкший к тоническому – что он короче на 4 слова; привыкший к силлабо-тоническому – что он короче на 4 стопы. Не надо думать, что в силлабическом стихе все строки равносложны, а в тоническом равноударны: они могут быть и разной длины, важно лишь, чтобы эта разница ощущалась в первом случае в числе слогов, а во втором – в числе слов. Об этих двух стихосложениях (и о переходных к ним формам) пойдет речь в V разделе нашей книги –“Несиллабо-тоническая метрика”.
В истории русского стиха сменялись разные эпохи. Русский народный стих (песенный, речитативный и говорной) – тонический. Ранний литературный стих (XVII – нач. XVIII в.) – силлабический. Классический литературный стих от Ломоносова и до самого конца XIX в. – силлабо-тонический. В стихе XX в. сосуществуют силлабо-тонический и чисто тонический стих.
Силлабо-тонический стих развился (не в России, а в Европе) из силлабического. Чтобы легче вести счет слогам, стали выделять некоторые слоги как опору для голоса и слуха через одинаковые промежутки. Такие выделенные слоги называются иктами (лат. “удар”) или “сильными местами” стиха (С), промежуточные между ними – “слабыми местами” (с). Сильные места в силлабо-тоническом стихе преимущественно ударны, слабые – преимущественно безударны. В какой степени “преимущественно”, это зависит от данных языка. В английском и немецком языках, где слова короткие, сильные места почти всегда ударны; в русском языке, где слова длиннее, на сильных местах ударения часто пропускаются.
Чередование сильных и слабых мест называется метром(гр. “мера”); повторяющееся сочетание сильного и слабого мест –стопой. Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (стопа сС), хорей (Сс), дактиль (Ссс), амфибрахий (сСс) и анапест (ссС). В зависимости от числа стоп в стихотворной строке каждый метр имеет несколькоразмеров.Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух. Вот примеры: знаком отмечены сильные места, на которых стоит ударение, знаком – на которых оно пропущено:
1 | 2-ст*. ямб: | Играй. Адель, Не знай печали... |
| З-ст. ямб: | Подруга думы праздной, Чернильница моя... |
| 4-ст. ямб: | Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог... |
| 5-ст. ямб: | Еще одно, последнее сказанье, И летопись окончена моя... |
| 6-ст. ямб: | В одном из городов Италии счастливой Когда-то властвовал предобрый старый Дук... |
2 | З-ст. хорей: | Горные вершины Спят во тьме ночной... |
| 4-ст. хорей: | Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя... |
| 5-ст. хорей: | Нежно небывалая отрада Прикоснулась к моему плечу... |
| 6-ст. хорей: | а) Долго не сдавалась Любушка-соседка. Наконец, шепнула: есть в саду беседка... б) Темной ночью на распутьи трех дорог Я колдунью молодую подстерег... |
3 | 2-ст. дактиль: | Кубок янтарный Полон давно... |
| З-ст. дактиль: | Раз у отца в кабинете Саша портрет увидал... |
| 4-ст. дактиль: | Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели... |
4 | 2-ст. амфибрахий: | Румяной зарею Покрылся восток... |
| З-ст. амфибрахий: | Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи... |
| 4-ст. амфибрахий: | Гляжу, как безумный, на черную шаль, И хладную душу терзает печаль... |
5 | 2-ст. анапест: | В золотые закаты Убежала земля... |
| З-ст. анапест: | О весна, без конца и без краю, Без конца и без краю мечта... |
| 4-ст. анапест: | Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, Не лежал я во рву в непроглядную ночь... |
*Здесь и далее слово “стопный” в силлабо-тонике сокращается – “ст.”.
Более редкие силлабо-тонические размеры рассматриваются в разделе IV – “Силлабо-тоническая метрика”.Сильные места могут выделяться не только ударениями, но и, например, долготами звуков в тех языках, где долгота служит смыслоразличительным средством. Это дает метрическую(квантитативную) систему стихосложения; русские опыты такого рода нашли место в разделе V –“Несиллабо-тоническая метрика”.
Упорядоченность рифм в конце стиха и сильных мест внутри стиха порождает ощущение рифмического и ритмического ожидания, предсказуемости каждого слога в стихе. Например, когда мы читаем текст, написанный 4-ст. ямбом с парной рифмовкой, и останавливаемся посреди строки:
И все сильней влекло меня На родину...
– то рифмическое ожидание подсказывает нам, что оборванная строка должна кончиться на созвучный слог -ня (например, “дня”), а ритмическое ожидание предсказывает слуху, привыкшему к русскому стиху, что следующий после обрыва слог, вероятнее всего, будет безударным (“... с того же дня”), менее вероятно, что это будет односложное ударное слово (“...деньото дня”), и совсем невероятно, что это будет ударный слог многосложного слова (“...с этого дня”). От того, насколько подтверждаются или не подтверждаются эти ожидания, зависит художественный эффект стиха.
3. Чем отличается стих одного стихотворения от стиха другого? Во-первых, стало быть, метром (ямб, хорей...); во-вторых, размером (З-ст.ямб, 4-ст.ямб...); в-третьих, рифмой (или, если стихи нерифмованные, длиной нерифмующего окончания строки). В-четвертых, ритмом ударений: мы знаем, что на сильных местах внутри стиха ударение может пропускаться, и в зависимости от того, на какой стопе оно пропускается, стих звучит по-разному: в XVIII в. предпочиталось одно звучание, в XIX в. – другое. В-пятых, ритмом словоразделов, который может или подчеркивать, или стушевывать четкость членения стиха на стопы. В-шестых, один из этих словоразделов, срединный, может быть постоянным (цезурой) и придавать стиху особый ритм. В-седьмых, членение стиха на строки может совпадать или не совпадать с синтаксическим, от этого ритм стиха становится то более спокойным, то более напряженным. Обо всем этом говорится в разделе III –“Ритмика”.
Наконец, не следует забывать, что стих существует не изолированно, а только во взаимодействии с соседними стихами. Поэтому стихотворение, где стихи объединены в однородные (т.е. опять-таки имеющие предсказуемое строение) группы – строфы, будет восприниматься иначе, чем стихотворение без такой организации. Этот предмет VI раздела книги –“Строфика”.Предсказуемые группировки строк могут быть настолько пространны, что охватят целое стихотворение. Такие стихотворения называютсятвердыми формамии рассматриваются в одноименном VII и последнем разделах книги.
Для краткости изложения время от времени придется прибегать к схематическому изображению слогов в строках и рифм в строфах. В схемах различных метров и размеров слоги, обязательно несущие ударение, обозначаются ; слоги, обычно не несущие ударения, –; слоги, которые могут и нести ударение и пропускать его, –. В схемах строф одинаковые рифмы обозначаются одинаковыми буквами:АБАБВВ...Если существенна разница между мужскими и женскими рифмами, то мужские обозначаются строчными буквами, а женские – прописными:АбАбВВ...Более частные пояснения даются в тексте.
Стихотворения, собранные в книге, по большей части даются целиком, без сокращений. Если сокращения оказывались необходимы, они отмечались знаком <...>. Даты под стихотворениями обозначают время написания; даты в скобках – время публикации; даты типа “1911/1913” означают, что стихотворение написано между этими годами; даты типа “1913, 1928” означают, что стихотворение написано в 1913 г., а переработано в 1928 г. Заглавия, не принадлежащие автору стихотворения, печатаются в угловых скобках. Если стихотворные цитаты для краткости печатаются в подбор, то строки в них разделяются косой линейкой: “Подруга думы праздной, / Чернильница моя...”. Если косая линейка обозначает, например, цезуру, то это ясно из контекста.
- Предисловие
- Предварительные сведения
- I. Стих и проза
- Стихотворение в прозе № 1 Полмира в волосах
- Свободный стих № 2 Праздник
- Либо проза, либо стих
- Метрическая проза № 4 Москва под ударом
- Рифмованная проза № 5 Душа мира
- Мнимая проза № 6
- Моностих № 8 Танка
- Мелодическая и интонационная графика
- Акростих и месостих № 12 м.Л.Лозинскому
- № 13 К.А.Липскерову
- № 14 М.Л.Лозинскому
- Акростих и телестих № 15 * * *
- Фигурные стихи
- Конкретная поэзия № 19 Запоздалый ответ
- Палиндромон № 20 * * *
- II. Стихораздел и рифма
- Параллелизм и анжамбман № 21 Звезды синие
- Нерифмованный (белый) стих нестрофический № 22 Прощанье
- Нерифмованный (белый) стих строфический № 23 * * *
- Нерифмованный и рифмованный стих № 24 * * *
- Полурифмованный стих № 25 Баллада
- № 26 Любовь не картошка
- Омонимическая рифма № 27 * * *
- Тавтологическая рифма № 28 * * *
- «Экзотические» рифмы № 29 Петербург
- № 30 Passivum
- Богатые рифмы № 31 Анне Ахматовой
- № 32 Усталость
- Панторифма № 33 Зинаиде Васильевне Петровской
- Сквозная рифма и редиф
- Внутренние рифмы № 36 в потоке
- № 37 * * *
- № 38 * * *
- № 39 * * *
- Рифмы в необычных местах строки
- № 42 * * *
- «Левосторонняя» рифма № 43 Неуместные рифмы
- № 44 * * *
- Неточные рифмы № 45 * * *
- № 46 * * *
- Составные, разноударные, палиндромические рифмы № 47 Пен пан
- Ассонанс и диссонанс
- Различные сочетания нетрадиционных рифмовок № 51 Тучелет
- Согласование рифмических цепей № 52 * * *
- № 53 Италии
- Фоника № 55 Утро
- № 56 Слово
- № 57 Чары Лючинь
- № 58 «Жора Петербургская»
- № 59 Без «р» и «с»
- III. Ритмика
- Ударная константа
- № 63 * * *
- Окончания стиха № 64 Ночь
- Чередование окончаний
- № 71 Д—д: Недостоверное
- № 72 Ж—ж: Смертное
- Анакруса № 75 Зной
- Урегулированная и компенсирующая анакруса
- Цезура № 78 Классические розы
- № 79 Он улыбается
- Передвижная цезура № 80 Зимняя ночь
- Цезурные наращения
- № 83 Когда-то прежде
- Полустишия № 84 Сонет
- Ритмика 4-ст. Ямба № 85 Мой сад
- № 86 Ночью на кладбище
- № 87 Зимой
- Ритмика 4-ст. Хорея
- Ритмика 6-ст. Ямба № 90 Пиры
- № 91 Второй фортепианный сонет
- № 92 Нежить
- № 93 В Москве
- Ритмика 6-ст. Хорея
- Пеонические ритмы: I, II, IV № 96
- II: От полюса до полюса
- IV: Из-за чего? Из-за кого?
- Ритмика трехсложных размеров № 99 Мороженое из сирени!
- № 100 Тетрадь
- Словоразделы
- Перебои ритма № 104 Каменная баба
- № 105 Мóлодец
- IV. Силлабо-тоническая метрика
- Сверхдлинные размеры с цезурами, внутренние рифмы № 106 Встреча
- № 107 И ты шел с женщиной
- Сверхдлинные размеры бесцезурные № 108 По санному пути
- № 109 Из цикла «Алтарь страсти»
- Сверхкороткие размеры
- Разностопные урегулированные размеры № 113 * * *
- № 114 * * *
- Вольные размеры традиционного типа
- № 117 Завещание
- Вольные размеры нетрадиционного типа
- № 121 * * *
- «Односложные стопы»
- «Пятисложные стопы»
- Логаэды стопные и строчные
- Логаэды античного образца: алкеева и сапфическая строфы
- Расшатанный логаэд № 133 Ария юноши
- «Смешанные метры»
- Полиметрия, логаэды, ассонирующие рифмы № 136 Нимфы
- Микрополиметрия № 137 Лествица
- V. Несиллабо-тоническая метрика
- Гексаметр и дериват гексаметра
- Галлиямб и расшатанный галлиямб
- Дольник з-иктный и 4-иктный
- Дольник на двусложной основе № 145 Закатные лебеди
- № 146 Пляска
- Тактовик 3-иктный и 4-иктный № 147 Из цикла «Буковинские песни»
- № 148 Гимн бессмертию
- Тоническое стихосложение: акцентный стих, раешный стих
- Тоническое стихосложение: свободный молитвословный стих № 151 Песня на работе
- Силлабическое стихосложение (японский тип) № 152
- Силлабическое стихосложение с ударной константой
- (Итальянский и французский тип)
- Свиток о пламени
- № 154 Отъезд
- Мнимо-силлабическое стихосложение
- (Равносложный дольник)
- На берегу моря
- Метрическое (квантитативное) стихосложение
- Мнимо-квантитативное стихосложение № 158
- VI. Строфика
- Монорим № 159 Лунная колыбельная
- Александрийский стих № 160 ***
- Четверостишия различной рифмовки № 161 Русский ум
- Шестистишия ронсара и дериваты их
- № 164 Песня шофера
- Восьмистишия гюго № 165 Осенью
- Октава, нона, сицилиана № 166 Октавы
- № 167 Поэма в нонах
- № 168 * * *
- Спенсерова строфа № 169 Всадник
- Одическая строфа № 170 Наброски оды
- Онегинская строфа № 171 Безмолвие
- Субстрофы и суперстрофы № 172 Николино житие
- № 173 Казнь
- № 174 Бумеранг
- Антисимметричные и антиклаузульные строфы
- Сдвоенные строфы № 177 Ночь перед рождеством
- № 178 Из цикла «Гобелены»
- Терцины и цепные строфы № 179 ***
- № 180 * * *
- № 181 Колеса
- Свободные строфы № 182 о, Дама пик!
- Астрофический стих (вольная рифмовка) № 183 Раздор князей
- Правило альтернанса № 184 Апостольский пир
- Правило скрещения рифмических цепей № 185 * * *
- VII. Твердые формы
- Триолет и расширенный триолет
- Рондель № 190 Диссо-рондели
- Рондо и неправильное рондо
- Вилланель № 194 Мария
- Ритурнель № 195 * * *
- Глосса № 196 * * *
- Венок семистиший № 197 Золотая ветвь
- Газелла и рубаи № 198 * * *
- № 199 Из персидских четверостиший
- Пантум упрощенный и усложненный пантум № 200 Дитя Аллаха
- № 201 * * *
- № 202 Любовь – мираж
- Нетрадиционные рефренные формы
- № 205 Квадрат квадратов
- Канцона № 206 * * *
- Баллада № 207 о дамах прошлых времен
- Посылка
- № 208 Баллада Валерию Брюсову
- Секстина и упрощенная секстина № 209 * * *
- № 210 * * *
- Сонет французского типа
- Сонет английского типа № 213 Товарищу
- Сонет итальянского типа
- Сонет с кодой, опрокинутый сонет
- Венок деформированных сонетов № 218 Бар-Кохба
- VIII. Стих и смысл (семантика 3-ст. Хорея)
- Вступление
- № 228 * * *
- Природа
- № 239 * * *
- № 240 * * *
- № 249 Зимняя потеха
- № 250 Детская площадка
- № 267 * * *
- № 268 Песня
- Возрождение
- № 288 Видение вечера
- № 289 На кресте
- № 290 * * *
- № 291 Инония
- № 292 Пасхальный благовест
- Заключение № 293 Хорей
- Неэнциклопедическая справка об авторах