logo
М

№ 72 Ж—ж: Смертное

Он подойдет и тихо скажет. Чтоб хоры ангельские пели, И прокаженному прикажет Придвинуться к моей постели. Невнятных уст коснутся струпья Благоуханнейшим зловоньем, И я пойму тогда, что труп я, Полуистлевший на амвоне. <...> Мечей сверлящих остриями Была душа моя проткнута, И в пустоте, в последней яме Нет ни покоя, ни уюта. Я не любил, чтоб было сыро, И кофе пил, когда погуще. Я, закурив, читал в псалтири Полезное на сон грядущий. <...> Я не хочу! Пусть кто-то умер, С меня достаточно заботы: Какой тянуть на счастье нумер, И если ты не я, то кто ты?

А. Беленсон, 1922/1923

№ 73

М—М:

Облака над святилищем Мы все в одну стучимся дверь, Один сильней, другой слабей. О милый друг, поверь, поверь: Без веры смерть грозит тебе. Никто не знает наперед, Проснется ль завтра снова он, Но каждый день и каждый год Над нами тот же небосклон. Скрывают те же облака Святилище от наших глаз. О милый друг, спеши, пока Еще не бьет последний час...

А. Беленсон, [1921]

№ 74

Ж—Д—М:

* * *

Он подошел ко мне учтиво С лицом, серьезным ненамеренно, С улыбкой тонкой на губах. Сказавши: «будьте терпеливы, Не всем дано судить уверенно О чуждых разуму вещах, Но на земле, как в небесах. Душа не может быть потеряна». Сквозь приотворенные ставни Весна дышала ароматами, Виднелся звездный небосклон. В раздумий следил наставник За неподвижными вожатыми... «Познайте, друг мой, – молвил он, – Как прост любви благой закон, Единый, сущий в каждом атоме».

А. Беленсон, [1921]

Если прозаик хочет подчеркнуть концовку длинного периода, то обычно он делает последний речевой такт длиннее предыдущих: это как бы дает ощущение «вот все, что можно было сказать». В стихах – наоборот. Соизмеримость стихотворных строк ощущается четко, концовочная строка обычно делается не длиннее, а короче предыдущих, что как бы дает ощущение «больше сказать нечего!» и побуждает при чтении делать удлиненную паузу.

Нагляднее всего это в стихах неравностопных: здесь чередования длинных (Д) и коротких (К) строк в последовательностиДДДК ДДДК... илиДКДК ДКДК... встречаются очень часто (найдите примеры у Пушкина или Лермонтова), а в противоположной последовательности – ...КККДилиКДКД... – лишь единицами (см.№ 175—176). Однако в стихах равностопных действует та же закономерность, только тоньше: счет идет не на стопы, а на слоги. Мужское окончание на слог короче женского, а женское – дактилического; и чем короче окончание, тем чаще оно употребляется в концовке строфы или полустрофы. Поэтому строфы с чередованием окончанийЖМЖМ, ДМДМ, ДЖДЖвстречаются чаще и звучат плавнее, чемМЖМЖ, МДМД, ЖДЖД.

Почему «плавнее»? Обычно в четверостишии самая сильная смысловая пауза бывает после 4-го стиха (конец строфы), следующая по силе – после 2-го (конец полустрофы), слабейшие – после 1-го и 3-го. В строфах с окончаниями типа ЖМЖМсмысловые и ритмические паузы совпадают после 2-го и 4-го стихов и четверостишие дробится на 2+2 строки; а в строфах типаМЖМЖпосле 2-го и 4-го стихов остаются паузы смысловые, а после 1-го и 3-го появляются паузы ритмические (укороченные окончания), т.е. четверостишие дробится на 1+1+1+1 строку и звучит резче и отрывистее. Проверьте, так ли это на ваш слух.

Во всех приведенных примерах рифмовка перекрестная – АБАБ; попробуйте сами перестроить их так, чтобы рифмовка получилась парная (ЖЖММ, ММЖЖи т.п. – ср.№ 161) или охватная (ЖММЖи т.п.). В чем изменится звучание?

Автор этих стихов, А. Беленсон, был близок к «умеренным» футуристам и их теоретику Н. Кульбину. Падуя– итальянский город, где Галилей делал опыты с падением тел.Экзегетика– искусство толкования (например, вычитывание из Евангелия скрытой «премудрости»). Роман«Фоблаз»Луве де Кувре (XVIII в.) назван как образец эротики, а сочинения философаГ. Зиммеля(конец XIX в.) – как образец научной скуки.