Мелодическая и интонационная графика
№ 9
Прощанье
В авто,
последний франк разменяв. - В котором часу на Марсель? - Париж
бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе. Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
если б не было
такой земли –
М о с к в а.
В. Маяковский. 1925
№ 10
Марине Цветаевой
О, Неосязаемые Угодия Ваших образов –
– в пыль, в распыляемые
орбитысеребряного прискорбия –
– И – Праздномыслия, –
Как – Быль, – Как – Молитвы, Как –
– Непобедимые,
Малиновые мелодии
– И
Как –
– Зримые ритмы...
Вихрь – Их Стих!
А. Белый, 1922, 1931
№ 11
Лето в Белоруссии
День, Λ голу День, Λ золо Тихие по спелым аро | бой Λ день той Λ день, Λ ляны золо матом, вете | пей Λ Λ Λ хлынь Λ Λ Λ ти, Λ мой Λ рок, Λ дай Λ | Даль! Λ Λ Λ в боль! Λ Λ Λ день! Λ Λ Λ дань! Λ Λ Λ |
Иду по по Бегу по лу марево ко жаворонок | лям –– Λ и Λ гам Λ и Λ лышет дале день Λ Λ свер | нет Λ Λ Λ цве-еты Λ ко Λ мой Λ лит Λ хруста | дум. Λ Λ Λ в дым Λ И Λ дом, Λ и Λ лем. Λ И ду- |
ша Λ зали за Λ нали Жизнь, Λ Λ Λ И в пыль, Λ Λ | та Λ золо ты Λ золо бей! Λ Λ Λ и в дым Λ Λ | той Λ то-ос тыми василь Жги! Λ Ра-ас Но-очей Λ | кой, Λ и гла- ками. Λ Λ куй! Λ Λ Λ ка-амень! Λ |
Голубые Лиловая Розовую тят Λ по ов | вдалеке Λ ро-оща Λ гре-ечку Λ су Λ камер | льны Λ Λ Λ тучкой на ла пчё-олы Λ то-онным Λ | льнут. Λ Λ Λ до-они. Λ пьют Λ и ле- зво-оном. Λ |
Добела рас и тоска Λ Этому ли Этому ли | калены Λ в облаках Λ со-олнцу Λ атому лихо | в синеве Λ ле-егка! Λ пе-есни Λ ра-адкой Λ | облака, Λ ле-егка, Λ лить? Λ Λ Λ бить? Λ Λ Λ |
День, Λ голу День, Λ золо Λей, Λ Λ Λ А мне, лето | бой Λ день, Λ той Λ день, Λ ле-ето, на лить июли | ра-адость Λ в жизнь Λ Λ Λ лей Λ до но лень, Λ Λ Λ | лей! Λ Λ Λ вдень! Λ Λ Λ лей! Λ Λ Λ лень...Λ Λ Λ |
А.П.Квятковский, 1922 |
Если, таким образом, членение на соотносимые отрезки является главным отличием стиха от прозы, а графическое расположение печатных строчек оказывается главным средством изобразить такое членение, то хочется спросить: а нельзя ли с помощью тех же типографских средств передать еще какие-нибудь, более сложные особенности интонации стиха?
Такие попытки делались. Самая известная из них – это «лесенка» Маяковского; печатая свои 4-ударные стихи «ступеньками» преимущественно по 1+1+2 или 2+2 слова, а 3-ударные – по 1+2 слова, он добивается того, что начало стиха звучит более отрывисто, а конец – более плавно. Но были и другие опыты.
Поздний Андрей Белый, стремясь передать «мелодическое» единство стиха («Будем искать мелодии» – называлась его программная заметка), печатал почти каждое слово в отдельную строку (как бы выделяя его курсивом) и сдвигал части фраз вправо (как бы требуя соответственного повышения или иного напряжения голоса).
А.П.Квятковский, поэт-конструктивист и создатель «такто-метрической» теории стиха (см. его «Поэтический словарь». М., 1966), стремясь передать равнодлительность звучания стиховых «тактов», печатал свои стихи четырехсложиями, такт за тактом, отмечая растяжения слогов («ро-оща» – как бы в три слога), паузы (знак Λ) и сдвиги ударения с начального слога такта на внутренний («Иду по по...»). В широкое употребление эти приемы не вошли, но пространная область для экспериментирования здесь остается. Два последних приводимых стихотворения печатаются в поздних рукописных редакциях, при жизни авторов не публиковавшихся.
- Предисловие
- Предварительные сведения
- I. Стих и проза
- Стихотворение в прозе № 1 Полмира в волосах
- Свободный стих № 2 Праздник
- Либо проза, либо стих
- Метрическая проза № 4 Москва под ударом
- Рифмованная проза № 5 Душа мира
- Мнимая проза № 6
- Моностих № 8 Танка
- Мелодическая и интонационная графика
- Акростих и месостих № 12 м.Л.Лозинскому
- № 13 К.А.Липскерову
- № 14 М.Л.Лозинскому
- Акростих и телестих № 15 * * *
- Фигурные стихи
- Конкретная поэзия № 19 Запоздалый ответ
- Палиндромон № 20 * * *
- II. Стихораздел и рифма
- Параллелизм и анжамбман № 21 Звезды синие
- Нерифмованный (белый) стих нестрофический № 22 Прощанье
- Нерифмованный (белый) стих строфический № 23 * * *
- Нерифмованный и рифмованный стих № 24 * * *
- Полурифмованный стих № 25 Баллада
- № 26 Любовь не картошка
- Омонимическая рифма № 27 * * *
- Тавтологическая рифма № 28 * * *
- «Экзотические» рифмы № 29 Петербург
- № 30 Passivum
- Богатые рифмы № 31 Анне Ахматовой
- № 32 Усталость
- Панторифма № 33 Зинаиде Васильевне Петровской
- Сквозная рифма и редиф
- Внутренние рифмы № 36 в потоке
- № 37 * * *
- № 38 * * *
- № 39 * * *
- Рифмы в необычных местах строки
- № 42 * * *
- «Левосторонняя» рифма № 43 Неуместные рифмы
- № 44 * * *
- Неточные рифмы № 45 * * *
- № 46 * * *
- Составные, разноударные, палиндромические рифмы № 47 Пен пан
- Ассонанс и диссонанс
- Различные сочетания нетрадиционных рифмовок № 51 Тучелет
- Согласование рифмических цепей № 52 * * *
- № 53 Италии
- Фоника № 55 Утро
- № 56 Слово
- № 57 Чары Лючинь
- № 58 «Жора Петербургская»
- № 59 Без «р» и «с»
- III. Ритмика
- Ударная константа
- № 63 * * *
- Окончания стиха № 64 Ночь
- Чередование окончаний
- № 71 Д—д: Недостоверное
- № 72 Ж—ж: Смертное
- Анакруса № 75 Зной
- Урегулированная и компенсирующая анакруса
- Цезура № 78 Классические розы
- № 79 Он улыбается
- Передвижная цезура № 80 Зимняя ночь
- Цезурные наращения
- № 83 Когда-то прежде
- Полустишия № 84 Сонет
- Ритмика 4-ст. Ямба № 85 Мой сад
- № 86 Ночью на кладбище
- № 87 Зимой
- Ритмика 4-ст. Хорея
- Ритмика 6-ст. Ямба № 90 Пиры
- № 91 Второй фортепианный сонет
- № 92 Нежить
- № 93 В Москве
- Ритмика 6-ст. Хорея
- Пеонические ритмы: I, II, IV № 96
- II: От полюса до полюса
- IV: Из-за чего? Из-за кого?
- Ритмика трехсложных размеров № 99 Мороженое из сирени!
- № 100 Тетрадь
- Словоразделы
- Перебои ритма № 104 Каменная баба
- № 105 Мóлодец
- IV. Силлабо-тоническая метрика
- Сверхдлинные размеры с цезурами, внутренние рифмы № 106 Встреча
- № 107 И ты шел с женщиной
- Сверхдлинные размеры бесцезурные № 108 По санному пути
- № 109 Из цикла «Алтарь страсти»
- Сверхкороткие размеры
- Разностопные урегулированные размеры № 113 * * *
- № 114 * * *
- Вольные размеры традиционного типа
- № 117 Завещание
- Вольные размеры нетрадиционного типа
- № 121 * * *
- «Односложные стопы»
- «Пятисложные стопы»
- Логаэды стопные и строчные
- Логаэды античного образца: алкеева и сапфическая строфы
- Расшатанный логаэд № 133 Ария юноши
- «Смешанные метры»
- Полиметрия, логаэды, ассонирующие рифмы № 136 Нимфы
- Микрополиметрия № 137 Лествица
- V. Несиллабо-тоническая метрика
- Гексаметр и дериват гексаметра
- Галлиямб и расшатанный галлиямб
- Дольник з-иктный и 4-иктный
- Дольник на двусложной основе № 145 Закатные лебеди
- № 146 Пляска
- Тактовик 3-иктный и 4-иктный № 147 Из цикла «Буковинские песни»
- № 148 Гимн бессмертию
- Тоническое стихосложение: акцентный стих, раешный стих
- Тоническое стихосложение: свободный молитвословный стих № 151 Песня на работе
- Силлабическое стихосложение (японский тип) № 152
- Силлабическое стихосложение с ударной константой
- (Итальянский и французский тип)
- Свиток о пламени
- № 154 Отъезд
- Мнимо-силлабическое стихосложение
- (Равносложный дольник)
- На берегу моря
- Метрическое (квантитативное) стихосложение
- Мнимо-квантитативное стихосложение № 158
- VI. Строфика
- Монорим № 159 Лунная колыбельная
- Александрийский стих № 160 ***
- Четверостишия различной рифмовки № 161 Русский ум
- Шестистишия ронсара и дериваты их
- № 164 Песня шофера
- Восьмистишия гюго № 165 Осенью
- Октава, нона, сицилиана № 166 Октавы
- № 167 Поэма в нонах
- № 168 * * *
- Спенсерова строфа № 169 Всадник
- Одическая строфа № 170 Наброски оды
- Онегинская строфа № 171 Безмолвие
- Субстрофы и суперстрофы № 172 Николино житие
- № 173 Казнь
- № 174 Бумеранг
- Антисимметричные и антиклаузульные строфы
- Сдвоенные строфы № 177 Ночь перед рождеством
- № 178 Из цикла «Гобелены»
- Терцины и цепные строфы № 179 ***
- № 180 * * *
- № 181 Колеса
- Свободные строфы № 182 о, Дама пик!
- Астрофический стих (вольная рифмовка) № 183 Раздор князей
- Правило альтернанса № 184 Апостольский пир
- Правило скрещения рифмических цепей № 185 * * *
- VII. Твердые формы
- Триолет и расширенный триолет
- Рондель № 190 Диссо-рондели
- Рондо и неправильное рондо
- Вилланель № 194 Мария
- Ритурнель № 195 * * *
- Глосса № 196 * * *
- Венок семистиший № 197 Золотая ветвь
- Газелла и рубаи № 198 * * *
- № 199 Из персидских четверостиший
- Пантум упрощенный и усложненный пантум № 200 Дитя Аллаха
- № 201 * * *
- № 202 Любовь – мираж
- Нетрадиционные рефренные формы
- № 205 Квадрат квадратов
- Канцона № 206 * * *
- Баллада № 207 о дамах прошлых времен
- Посылка
- № 208 Баллада Валерию Брюсову
- Секстина и упрощенная секстина № 209 * * *
- № 210 * * *
- Сонет французского типа
- Сонет английского типа № 213 Товарищу
- Сонет итальянского типа
- Сонет с кодой, опрокинутый сонет
- Венок деформированных сонетов № 218 Бар-Кохба
- VIII. Стих и смысл (семантика 3-ст. Хорея)
- Вступление
- № 228 * * *
- Природа
- № 239 * * *
- № 240 * * *
- № 249 Зимняя потеха
- № 250 Детская площадка
- № 267 * * *
- № 268 Песня
- Возрождение
- № 288 Видение вечера
- № 289 На кресте
- № 290 * * *
- № 291 Инония
- № 292 Пасхальный благовест
- Заключение № 293 Хорей
- Неэнциклопедическая справка об авторах