logo search
М

Сонет французского типа

№ 211

Геракл на Эте

Жестокий лев зубов не изострит. Спокойна лань среди дубрав Немей, Из топких блат уже не свищут змеи, И гидра травы кровью не багрит. Но золотом в тени ветвей горит Душистый плод. Прохладные аллеи Уводят в тайный мрак, где – как лилеи – Серебряные груди Гесперид. Сверкает жемчуг, блещут хризолиты На поясе пурпурном Ипполиты. Сколь сладок яд елея устных роз! И пламя жжет, и слепнет взор от света. Назад!.. но плащ к моим костям прирос, И рвется плоть, и вторит воплям Эта.

С. Соловьев, [1909]

№ 212

Фракия

Как час назад, горит светило спело, И небосвод по-прежнему лучист. В чужбине мужней плачет Филомела, И далеко звучит печальный свист. Прочь Вакхова дружина улетела, Сырой песок опять омыт и чист, И про бессудное расскажет дело Лишь в красных пятнах виноградный лист. Со сломанного от ударов жезла Кровь легким паром в небеса исчезла – Все ярче в вышине закатный спектр. Но волны чужды пьяному пожару И мертвую забытою кифару Перебирает волн Гебрийских плектр.

Т. А. Яшук, [1913]

Из всех твердых форм, сложившихся в романской средневековой поэзии, наибольшую популярность получил сонет. Это – четырнадцатистишие из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов) на 4 или 5 сквозных рифм. Он возник, вероятно, как упрощенная форма канцоны (№ 206) из двух четверостишных «шагов» восходящей части и шестистишия нисходящей части. Первоначально рифмовка в нем была простая, как в «страмботто» (№ 166—168):АБАБАБАБ+ВГВГВГ; потом она стала сложнее. Так, во французской поэзии единственно «правильными» стали считаться сочетания «закрытой» (охватной) рифмовки в катренах и «открытой» в терцетах или, наоборот, «открытой» (перекрестной) в катренах и «закрытой» в терцетах, т.е.АББА+АББА+ВВГ+ДГДилиАБАБ+АБАБ+ВВГ+ДДГ. Первый тип употреблялся гораздо чаще, вгорой – реже. Контаминированный тип –АББА+АББА+ВВГ+ДДГ.

Так написаны и эти два сонета. Оба они – на мифологические темы. В первом – Геракл, терзаемый отравленным плащом, кончает самосожжением на гореЭтеи вспоминает свои былые подвиги: победу наднемейским львом, над многоголовой болотнойзмееюГидрой, добывание пояса любви у амазонкиИпполитыи золотых яблок из садаГесперид. Во втором речь идет об убийстве певца Орфея неистовыми жрицамиВакхаво Фракии на берегу рекиГебра; плектр– это бряцало, которым играли на струнахкифары(лиры), аФиломела– имя афинской царевны, выданной за фракийского царя и обращенной в соловья.

Делались попытки канонизировать и тематическое строение сонета (например, 1-й катрен – тема, 2-й – ее развитие, 1-й терцет – поворот темы, 2-й – разрешение; ср. № 163), но подавляющее большинство сонетов в эти схемы не укладывается.