logo search
М

Правило альтернанса № 184 Апостольский пир

В Апостольком дому кипит работа; Назначен пир для избранных гостей. Там отроки, как пчелы возле скота, Кружатся у столов, и дар кистей, Что к осени лелеял виноград, С ломтями крупными подносят хлеба. Весь в розах зал, как будто вешний сад, И звезды ясные, мерцая с неба, Им говорят о том, что нужно свечи Уже возжечь: настал условный час, Да в свете радостном польются свечи Сладчайшие, рекомые за нас. Не знаменье ли тайное дано: Зима суровая, трещат морозы, А на столах пурпурное вино И милые благоухают розы? Держать совет за чашей круговою Из гроба темного на белый свет Идут, одеты дымкой голубою, Философ, полководец и поэт. Здесь Александр, Гомер и Гесиод, Платон и Дант и Пушкин с Соловьевым И многие еще – венчанный род, Победные, прославленные ловом Сердец людских в божественные сети. Их отроки встречают у дверей. Сливаются уста в одном привете. Апостолы с четой своих зверей, С орлом и ангелом стоят и ждут, Пока рассядутся. И мудрым словом, Сжигающим, как раскаленный прут, Прекрасный Иоанн к заботам новым О мире страждущем и вечно ждущем Своих гостей, поднявшись, призовет И скажет так: «Пускай же к темным кущам, К полям и городам направят лет Все девять Муз, – к рабочим, пастухам И к воинам. И легкого Гермеса Пошлем мы с ними в поиски, чтоб к нам Из темного подвала иль из леса Иль из дворца богатого поэтов, Художников достойнейших вели И мудрых воинов. Мы, в Розе Светов, Издалека пришедших и в пыли, Омывши прах земной с их лиц и ног, Усталых уберем из роз венцами, Да тяжкий труд благословят дорог И чистые воссядут вместе с нами».

А. Скалдин, 1912

В предыдущем параграфе мы сказали, будто строфоиды в поэме С. Соловьева следуют друг за другом «вполне произвольно». Это было не совсем точно. «Произвол» ограничивался одним правилом: если один строфоид кончался строкой с мужским окончанием, то следующий начинался строкой с женским, и наоборот. Это правило называлось правилом альтернанса(по-фр.: «чередования») и могло быть сформулировано так: «Нерифмующие стихи с одинаковым окончанием не могут стоять рядом». Правило это было выработано в поэзии французского классицизма и принято русской поэзией XVIII—XIX вв. Разумеется, к стихам на сплошные мужские или сплошные женские рифмы (например, у Балтрушайтиса,№ 85, или Кузмина,№ 133), которые во французской поэзии не употреблялись, это не относится.

Мы так привыкли к этому чередованию разных окончаний, что почти не замечаем его. Ощутить альтернанс поможет приводимое стихотворение А. Скалдина, нарочно написанное вопреки этому правилу. В нем чередуются четверостишия АбАб, вГвГ, ДеДе(и т.д.), так что на каждом стыке сталкиваются одинаковые окончания, имеющие разные рифмы. Чтобы это дополнительно подчеркнуть, четверостишия напечатаны без отбивок и синтаксически сцеплены между собой: на все стихотворение только в трех местах концы четверостиший совпадают с концами фраз (найдите их). Заметим, что именно в этих местах нарочитая шероховатость текстового потока смягчается: пауза между фразами ослабляет ощущение стыка. Это так естественно, что даже в классической поэзии на границах строф (самые сильные паузы!) допускался стык однородных нерифмующих окончаний. Вспомним «Фонтан» Тютчева: «Смотри, как облаком живым / Фонтан сияющий клубится; / Как пламенеет, как дробится / Его на солнце влажный дым. / (П а у з а.) / Лучом поднявшись к нему, он / Коснулся высоты заветной – / И снова пылью огнецветной / Ниспасть на землю осужден. / (П а у з а.) / О смертной мысли водомет...» и т.д. (Найдите это стихотворение и дочитайте его до конца. Не кажется ли вам, что эта форма – рифмовкамЖЖми стыки окончаний – связана с содержанием тютчевского стихотворения, передает повторяющийся и вновь отбрасываемый порыв ввысь?)

Содержание стихотворения А. Скалдина – единение «в Апостольском дому» античного с христианским, духовного с мирским, военного с мирным – близко идеям Вяч. Иванова, учителя Скалдина. Александр, – конечно, Македонский;Соловьев– философ Вл. Соловьев;орелиангел– символы евангелистов Иоанна и Матфея,чета зверей– телец и лев, символы евангелистов (не апостолов) Луки и Марка.