logo search
М

Ритмика 6-ст. Хорея

№ 94

* * *

Ни дворе соседнем выгнила солома. Мне опять приснился этой ночью ты. В полдень душный выйду: возле водоема Свернутые звезды – желтые цветы. И сказал, смеясь, покинутый вчера мне: «Вам совсем не пишут: позабыть пора», В узкие ворота провозили камни, И кричали долго с лестниц мастера. Я почти не вижу – солнце колет веки, Голову на камень теплый положить! За оградой просят нищие-калеки... Разве это надо – непременно жить?

К. Арсенева, [1916]

№ 95

Nocturne

Навевали смуть былого окарины Где-то в тихо вечеревшем далеке, – И сирены, водяные балерины, Заводили хороводы на реке. Пропитались все растенья соловьями И гудели, замирая, как струна, А в воде – в реке, в пруде, в озерах, в яме – Фонарями разбросалася луна. Засветились на танцующей сирене Водоросли под луной, как светляки. Захотелось белых лилий и сирени, – Но они друг другу странно далеки...

И. Северянин, 1909

Метрическая схема первого стихотворения – : в нем обязательная цезура (лишь в одной строке сдвинутая, как в№ 80) идвучленный ритм, напоминающий ритм 6-ст. ямба с мужской цензурой. Метрическая схема второго стихотворения –: в немтрехчленный ритм, напоминающий ритм 6-ст. ямба с дактилической цезурой, и совсем нет цезуры (по началу намечаются устойчивые словоразделы после каждого 4-го слога, подчеркивающие трехчленность ритма, но потом они не выдерживаются). В 6-ст. ямбе, как мы видели по стихотворению№ 91, такие ритмы еще могли сочетаться в одном тексте; в 6-ст. хорее это уже невозможно, двучленный цезурованный и трехчленный бесцезурный 6-ст. хорей сосуществуют не смешиваясь.

Семантическая окраска этих двух разновидностей одного размера очень различна: цезурованный 6-ст. хорей напоминает о поэзии второй половины XIX в. («У бурмистра Власа бабушка Ненила...»), бесцезурный 6-ст. хорей напоминает о народных песнях, как протяжных, так и плясовых («Ах ты сукин сын, комаринский мужик...»). Северянин подчеркивает эту плясовую легкость тонкой проработкой фоники (стараясь, чтобы между гласными стояло только по одному согласному). Озаглавлено его стихотворение музыкальным термином «ноктюрн»; в 1-й строке упомянута флейта-свистулька – окарина.