logo search
М

Ударная константа

№ 60

Частушка

Как пошли с гармоникой, – Скуку в землю затолкай!

Как пошли по улице, –

Солнце пляшет на лице. Горюны повесились, Пуще, солнце, веселись!

Выходите, девицы:

Мы любиться молодцы. Не зевайте, пташеньки! Стали вешние деньки.

Запевай, которая!

Будешь милая моя. Рыжая, подтягивай! Или в горле каравай?

Черная, подмигивай!

Ветер песней задувай. Ох, гуляли по миру, Распьянилися в пиру.

С. Городецкий, [1912]

№ 61

«Я» и «Ты»

Говорят, что «я» и «ты» – Мы телами столкнуты.

Тепленеет красный ком

Кровопарным облаком. Мы – над взмахами косы Виснущие хаосы.

Нет, неправда: гладь тиха

Розового воздуха, – Где истаял громный век В легкий лепет ласточек, –

Где, заяснясь, «я» и «ты» –

Светлых светов яхонты, – Где и тела красный ком Духовеет облаком.

А. Белый, 1918

№ 62

Тантал

(Отрывок)(Вершина горы вдали озарена первыми утренними лучами. Облако, тая, являет горный склон, и высеченный в скале престол, и царя на престоле.)

 

– Встань, Солнце, из-за гор моих! Встань озарить

Избыток мой и вознесенный мой престол,

Мой одинокий, и сады моих долин!

Встань, око полноты моей и светочем

Уснувший блеск моих сокровищ разбуди,

И слав моих стань зеркалом в поднебесьи,

Мой образ-Солнце! Вечный ли Титан тебя,

Трудясь, возводит тяжкой кручей предо мной,

Иль Феникс-птица мне поет свой вещий гимн,

Паря под сводом раскаленным меж двух зорь, –

С тобой, мой брат, я одинок божественно!..

  (Солнечные лучи, спускаясь с вершины, достигают Тантала...)

Вяч. Иванов, 1904

В русских двусложных размерах – ямбе и хорее – сильные места и слабые места чередуются через слог: . Слабые местапреимущественно безударны (если и ударны, то лишь за счет коротких односложных слов), сильные местапреимущественно, но не обязательно ударны. Единственное место, на котором ударение обязательно, – это последнее сильное место в строке –ударная константа(от лат. constans – «постоянный»). Если это ударение пропущено, то стих воспринимается как укороченный на стопу («Говорят, что “я” и “ты”» – 4-ст. хорей с мужским окончанием; «Мы телами столкнуты» – 3-ст. хорей с дактилическим окончанием). Нарушение этого правила – как в приводимых стихах – большая редкость. У С. Городецкого оно мотивировано имитацией частушки, с подчеркнутым скандированием под гармонику (характерна фонетическая рифма «с гармоник[а]й – затолкай»; в антропософских стихах А. Белого о преодолении плоти – имитацией немецкого стиха, где подобная рифмовка ударения с «полуударением» (Nebenton) обычна; во вступительном монологе трагедии Вяч. Иванова о Тантале, пресытившемся своим счастьем, – имитацией античного стиха («ямбического триметра»; в его имитации сочетаются 6-ст. ямб с мужским окончанием и 5-ст. ямб с дактилическим окончанием).

Сравните с приведенными образцами такое стихотворение: