logo search
М

Сверхкороткие размеры

№ 110

Н.Н. Пушкина

С рожденья предал Меня Господь: Души мне не дал, А только плоть. Певец влюбленный Сошел ко мне И опаленный Упал в огне.

 

В земле мы оба, Но до сих пор Враги у гроба Заводят спор. Ответ во многом Я дам не им, А перед Богом И перед ним.

Б. Садовской, [1927]

№ 111

Тема предчувствий

Зигзаги Волны Отваги Полны,

И саги Луны Во влаге Слышны

Запрета В искусстве Мне нет.

И это Предчувствий Сонет.

В. Брюсов, 1894

№ 112

Похороны

Лоб – Мел. Бел Гроб.

Спел Поп. Сноп стрел –

День Свят! Склеп

Слеп. Тень – В ад!

В. Ходасевич, 1928

Первое из этих стихотворений написано 2-ст. ямбом – уже этот размер ощущается как непривычно короткий. Второе стихотворение написано 1-ст. ямбом (или 1-ст. амфибрахием: в таких коротких строках, где не успевает возникнуть повторяющееся чередование сильных и слабых мест, различить эти размеры невозможно). Третье стихотворение состоит только из односложных слов (здесь тем более невозможно сказать, есть ли это 1-ст. хорей, или 1-ст. дактиль со сплошными мужскими окончаниями, или «односложная стопа», о которой речь ниже – № 122—123). Второе и третье стихотворения написаны в форме сонета (ср.№ 211—215; к какому типу «правильного» сонета принадлежит одно из них?). Такие «односложные сонеты» писались в качестве стихового фокуса едва ли не на всех европейских языках; на русском, кроме этого, известен опыт И. Сельвинского (в книге «Студия стиха»): «Дол сед. Шел дед. След вел – брел вслед. Вдруг лук ввысь: трах! Рысь – в прах».