logo search
М

«Односложные стопы»

№ 122

Возвращение вождя

Конь – хром. Меч – ржав. Кто – сей? Вождь толп. Шаг – час, Вздох – век. Взор – вниз. Все – там.

 

Враг. – Друг. Терн. – Лавр. Все – сон... – Он. – Конь. Конь – хром. Меч – ржав. Плащ – стар. Стан – прям.

М. Цветаева, 1921

№ 123

Поэту

Верь в звук слов: Смысл тайн – в них, – Тех дней зов, Где взник стих.

 

Дай снам власть. Пусть вихрь бьет; Взвей стяг – страсть: Путь в даль – взлет!

А Брюсов, 1921

Традиционный запас силлабо-тонической метрики – два двусложных метра (ямб и хорей) и три трехсложных (дактиль, амфибрахий и анапест). Возможны ли в русской силлабо-тонике еще и другие метры? Мы видели, что были испробованы четырехсложные «стопы» – пеоны (№ 95—98); но они невольно распадались на двусложные, и ритм их звучал как разновидности ямбического и хореического ритма. Если испробовать шестисложные, то они таким же образом распадутся или на двусложные, или на трехсложные (в зависимости от положения сильного места в стопе); кроме того, они так длинны, что в стих не вошло бы больше двух таких стоп, а этого недостаточно для необходимого ощущения повторяемости. Остается испытать односложные и пятисложные стопы. Стих из односложных стоп вполне возможен: он будет представлять собой вереницу односложных слов с полновесными ударениями. «Одностопным» размером такого метра можно считать сонет, приведенный выше (№ 112); «двухстопным» – стихотворение Цветаевой (посвящено возвращению мужа поэтессы с гражданской войны); «трехстопным» – стихотворение Брюсова (с подзаголовком «гном», т.е. по-гр. «наставительное изречение»); «пятистопным» – стихотворение Вяч. Иванова, напечатанное ниже (№ 158), а «четырехстопным» – пародию на него (там же). Из примеров видно, что ритм их однообразен, а «вместить» они могут лишь малую часть русского словаря (около 6 %). Поэтому распространения они не получили.