logo search
М

№ 83 Когда-то прежде

Навстречу солнцу: земля, земля свята. Навстречу сердцу: легко благое иго. И смерти: участь опавшего листа. И жизни: вечность промчавшегося мига. Навстречу «мимо» он осветился: пусть. Дыханью «пусто» он улыбнулся: нива. И отдал счастью – большого строя грусть И скорби – стих свой высокого прилива. Он темных, пленных безмерно пожалел И ужаснулся грядущей нашей муке, И цепь неволи он на свои надел. Чтоб наши тронуть закованные руки. Здесь, на земле он, на черной – с нами он, Печалью некой, безумьем нашим болен, И с нами бредит, и с нами усыплен, И снами скован, и снами приневолен. И пленным – нежный твердить не устает, Что нет чертога украшенней темницы, И темным – светлый поет, и льет, и льет Дождем стеклянным созвучия денницы. И холод ночи нам – утренняя дрожь, Тюрьмы решетки нам – неба перламутры, И все равно нам, где истина, где ложь. Когда глядит Прекрасный, поет Премудрый. И все равно нам, узнать или забыть, Что – крест распятья и что – печать соблазна. Нас больше нет. И нам не жаль не быть: Нам пел Премудрый, на нас глядел Прекрасный.

В. Меркурьева, 1918

Как стихораздел делит текст на стихи, так цезура делит стихи на полустишия (а сверхдлинные стихи – и на «третьестишия», как и № 106, и на «четвертьстишия», как в№ 107). Иногда она старается уподобиться настоящему стихоразделу: совпадать с сильной синтаксической паузой, соблюдать на предцезурной стопе ударную константу, сопровождаться внутренними рифмами (см.№ 106), и, наконец, как в стихоразделе после ударной константы могут появляться в стиховом окончании лишние слоги, не учитываемые мри счете стоп (№ 64), так и при цезуре после ударной константы могут появлятьсяцезурные наращения– такие же лишние слоги, не учитываемые при счете стоп.

4-ст. ямб обычно употребляется без цезур, но когда с цезурой (после 2-й стопы), то почти всегда с такими наращениями («Хочу быть дéрзким, хочу быть смéлым...» у Бальмонта; «Ищите жирныхв домах-скорлýпах... Схватите зáногиглухих и глупых...» в трагедии Маяковского «Владимир Маяковский»). В приводимом стихотворении Сологуба (программном для него по содержанию) строчки 4-ст. ямба наращениями и без наращений чередуются.

6-ст. хорей с цезурой после 3-й стопы имеет обычно строение (см.№ 94), а в приводимом стихотворении В. Гофмана и перед цезурой, и после цезуры может появляться лишний наращенный слог («...невидавшихся», «лукавых...»), так что строение становится. Это придает середине стиха заметную зыбкость, сближающую его звучание с ритмом тактовика (см.№ 148).

5-ст. ямб с цезурой после 2-й стопы (см. № 78) отличается от обоих предыдущих размеров тем, что он асимметричен, его полустишия (2+3 стопы) не равны друг другу, поэтому у поэта меньше соблазна разваливать его на две половины и подчеркивать это, уподобляя цезуру стихоразделу. Поэтому 5-ст. ямб с цезурными наращениями очень редок, и наращения эти в нем лишь усиливают ощущение асимметрии. Стихотворение В. Меркурьевой обращено к Вяч.. Иванову, своей мудростью и песнью утешающему человечество в его доле; оно написано 5-ст. ямбом с односложным наращением после цезуры на 2-й стопе, но в трех строках эта схема нарушается. Найдите эти строки; имеют ли нарушения выразительное назначение?