logo search
поурочные конспекты 3 класс

Открытые уроки

сказка как литературный жанр

Цели: обучающиеся должны знать характеристику сказки как жанра, ее определение, виды сказок, в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины; должны уметь анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности.

Дети вспоминают особенность организации работы на таком уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками.

џ Аналитики

џ Экспериментаторы

џ Иллюстраторы

џ Исследователи

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит о завершении изучения уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

–Какие формы систематизации вы можете предложить?

Ученики предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В результате обсуждения выбирается опорная таблица.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как жанре.

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта. Затем учитель ставит задачу наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. Аналитики отбирают наиболее подходящие.

В результате на доске, в том месте, где обозначена Сборка, помещаются заготовки для будущего проекта:

V. Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трех формулировок единственно верную и обосновать свой выбор.

Предлагаемые формулировки:

1) Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2) Сказка это научно-фантастическое произведение.

3) Сказка это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

Что такое сказка.

Сказка это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2. Создание классификации сказок по различным признакам.

В Экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации:

–по авторству;

–по видовым особенностям.

«Экспериментаторы» работают с предложенными отрывками из сказок.

На партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью «Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер страницы.

«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки видов:

џ богатырские

џ волшебные

џ поучительные

џ о животных

џ смешные

џ бытовые

џ былины

В результате на втором листе появляется схема:

3. Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной сказки.

«Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения:

џ испытание

џ превращение

џ сказочное существо

џ сказочный предмет

џ необычное место действия

џ повтор

В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки.