logo
поурочные конспекты 3 класс

Тексты для проверки выразительности чтения

Мурзик не виноват

– Мамочка, миленькая, не бей Мурзика! – заплакал Виталик.

– Нечего его жалеть, он ведь не пожалел рыбку,– сказала мама.

– Мамочка, он не виноват!

– Как же «не виноват»! А кто карася из аквариума съел?

– Это не он.

– А кто же?

– Это я...

– Ты съел? – удивилась мама.

– Нет, я не съел. Я его на свисток променял. (52 слова.)

(По Н. Носову.)

1. Как можно озаглавить разговор мамы и Виталика?

2. За что мама хотела наказать Мурзика?

3. Как оправдал Мурзика Виталик?

4. Почему мальчик решил во всем сознаться?

* * *

Воробей Чив пыжился, волочил свои крылышки, а хвост задирал высоко вверх. И вдруг он увидел себя в снеговой лужице. Чив от неожиданности даже зажмурился: какой он взъерошенный и от сажи черный!

Скорей побежать искупаться!

В луже он приседал, окунался с головой, бил по воде крылышками и хвостом. Брызги летели вверх, и в них горела радуга. Из лужи Чив выскочил свеженький и чистенький.

А вода в лужице стала черная, как сажа. (70 слов.)

(По Н. Сладкову.)

1. Каким увидел Чив себя в лужице?

2. Почему он зажмурился?

3. Как купался Чив?

4. Каким стал воробей после купания?

5. Озаглавьте рассказ.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя. – Косо строгает.

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению учить.

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец. Взял палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить. Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно. (69 слов.)

(По Е. Пермяку.)

1. Почему Митя не закончил строгать палочку?

2. Как ответил мальчик на вопрос отца?

3. Что сказал отец Мите о ножике?

4. Как можно научить ножик терпению?

5. Как теперь стал строгать ножик?

6. Чему учит этот рассказ?

Чьи вы?

Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.

А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»

Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.

Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.

А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.

(71 слово.)

(По И. Недоле.)

1. Объясните название рассказа.

2. Как сторож кричит в минуту опасности?

3. Кто здесь назван сторожем?

4. Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? («Разом поднялись в воздух…»)

5. Как чибисы перехитрили лису?

Радость в луковице

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.

Вот выглянул бутончик Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.

Гиацинт украсил наш праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице. (68 слов.)

(По Н. Павловой.)

1. О каком праздничном столе говорит девочка?

2. Почему синие душистые цветы доставили в этот вечер всем большую радость?

3. Из чего же вырос цветок?

4. Как вырастили красивый гиацинт?

5. Объясните название текста.

Где грибы выше леса?

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.

На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.

Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.

Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти. (68 слов.)

1. Где грибы выше леса?

2. Почему деревца не растут?

3. Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы?

4. Какая зима на севере?

5. Что появляется в тундре во время короткого лета?

6. Что сказано о цветах?

7. Что еще растет в тундре, кроме цветов?

Октябрь

В октябре пустеют леса и поля. Голоса людей и крики птиц почти не слышны. Слышнее всего в октябре ветер.

Синицы в октябре начинают носом в окна стучать. Готовьте кормушки, выставляйте угощенье! Летом рассчитаемся!

У людей в октябре свои заботы. Самое время пересаживать деревья, сады чистить, яблони белить. Скотные дворы пора утеплять, корм припасать, птичники к зиме приготовить.

Сейчас семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет и льет и снизу метет. (72 слова.)

(По Н. Сладкову.)

1. Какие изменения происходят в природе в октябре?

2. Почему синицы в окна стучат?

3. Какие заботы у людей в этом месяце?

4. Какая погода бывает в октябре?

5. Что обозначает выражение «пустеют леса и поля»? (Улетают многие птицы, некоторые животные засыпают на зиму, облетают с деревьев листья, увядают травы, с полей собрали урожай.)

6. Объясните выражение «семь погод на дворе». (часто и резко меняется погода.)

Лесные силачи

Ударила первая капля дождя – и началось соревнование.

Соревновались трое: гриб подосиновик, гриб подберезовик и гриб моховик.

Первым выжимал вес подберезовик. Он поднял листик березы и улитку.

Вторым номером был гриб подосиновик. Он поднял три листика осины и лягушонка.

Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой мох, подлез под толстый сучок и стал выжимать, жал-жал, жал-жал – не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему – алая шапка чемпиона. (74 слова.)

Н. Сладков

1. Когда начались соревнования?

2. Кто принимал участие в соревновании?

3. Как соревновались грибы?

4. Кто вышел победителем?

5. Какую награду получил подосиновик?

6. Объясните выражение «ударила первая капля». Почему «ударила», а не упала? (Первые капли тяжелые, падают с силой, ударяют.)

7. Объясните смысл заголовка. (Силач – очень сильный, поднимающий большие тяжести.)

Враги змей

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.

Особенно ловко расправляется со змеей еж. Он подставляет змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.

Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.

В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок – и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (84 слова.)

(По Н. Коростелеву.)

1. О борьбе каких двух животных со змеями вы прочитали?

2. Как расправляется со змеей еж?

3. Почему змее трудно справиться с мангустой?

4. Как мангуста побеждает очковую змею?

5. Объясните словосочетание «очковая змея».

Беспризорная кошка

Наступила зима, и море замерзло. Ловить рыбу стало нельзя. А у меня было ружье. Вот я зарядил ружье и пошел по берегу. Кого-нибудь подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.

Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая дырка раскопана, как будто бы ход для большого зверя. Я скорее туда.

Я пришел и заглянул в нору. Темно. А когда пригляделся, вижу: там в глубине два глаза светятся.

Что, думаю, за зверь такой завелся?

Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился! Да это кошка! (90 слов.)

Б. Житков

1. Как можно озаглавить этот отрывок?

2. Почему ты так думаешь?

3. Каких кошек называют беспризорными?

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух, трех заест.

Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись...

Вот одна мышка и сказала: «Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдем».

«Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да надо кому-нибудь звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем». (104 слова.)

Л. Толстой

1. Как предложила мышка избавиться от кота?

2. Как ты думаешь, воспользуются ли мыши этим советом?

Старый пес

Был у человека верный друг – Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Пес выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:

– Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:

– Прости меня, что я не узнал тебя.

Через несколько дней человек принес маленького щенка и сказал щенку:

– Живи здесь.

Старый Пес спросил у человека:

– Зачем тебе еще один пес?

– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине. (96 слов.)

В. Сухомлинский

1. Какая беда случилась со старым Псом?

2. Как к этому отнесся хозяин?

3. Что тебе понравилось в этом рассказе?

Солнце и радуга (басня)

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная радуга-дуга. Кто ни взглянет на радугу, всяк любуется ею. Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца.

Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало.

К. Ушинский

1. Без чего не бывает радуги?

2. Расскажите басню близко к тексту.

Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Однажды мама Енотиха сказала:

– Сегодня луна будет полной и светлой. Крошка Енот, можешь ли ты один сходить к быстрому ручью и принести раков на ужин?

– Ну да, конечно, – ответил Крошка Енот. – Я наловлю вам таких раков, каких вы никогда еще не ели.

Крошка Енот был маленьким, но храбрым. Ночью взошла луна, большая и светлая.

– Пора, Крошка Енот, – сказала мама. – Иди, пока ты не дойдешь до пруда. Ты увидишь большое дерево, которое перекинуто через пруд. Перейди по нему на другую сторону. Это самое лучшее место для ловли раков. (101 слово.)

Л. Мур

1. Перескажите текст.

2. Догадайтесь, почему Крошку Енота называли храбрым.

Художник-зима

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходят в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно ее снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадется. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься. «Оденься и ты, косой, в белую шубку, – решила Зима, – тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

(103 слова.)

Г. Скребицкий

1. Как вы понимаете выражение «река притихла, уснула»?

2. Расскажите, какие волшебные картины зимы ты смог выделить в рассказе и какие из них тебе больше всего понравились?

Золушка

Золушка поднялась с места и убежала быстрее лани. Только на ступеньках лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Принц бережно поднял ее и приказал расспросить, не видел ли кто-нибудь из них, куда уехала прекрасная принцесса. Но никто никакой принцессы не видел. Правда, заметили, что мимо них пробежала какая-то бедно одетая девочка, но она скорее всего была похожа на нищенку, чем на принцессу.

Тем временем Золушка, задыхаясь от усталости, прибежала домой. У нее не было больше ни кареты, ни лакеев. Ее бальный наряд снова превратился в старенькое платьице, и от всего ее великолепия только и осталось, что маленькая хрустальная туфелька, точно такая же, как та, которую она потеряла на дворцовой лестнице.

Ш. Перро

1. Перескажите близко к тексту, о чем прочитали.

2. Как понять выражение «ее и след простыл»?