Ход урока
Класс оформлен в виде зимнего леса. Сугробы снега, деревья стоят в снегу.
Звучит русская народная песня «Ой, ты, зимушка-зима».
Учитель. Ребята, пойдемте в зимний лес.
Под голубыми небесами
великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит ...
А. С. Пушкин
–Как красиво здесь! Какие деревья вы видите? Какой это лес? Почему?
Учитель. Посмотрите, чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры. Давайте тоже попробуем их прочесть.
–Вот ночью здесь прыгал зайчик. Рассмотрите его следы. Он обдирал кору осинок. А вот видны следы лисицы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси.
Много крупных и мелких зверей, а также птиц живет в тихом зимнем лесу.
– А это чьи следы? Куда они ведут? Что это виднеется вдалеке? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.
Ребята. Здравствуйте, дедушка.
Мороз Иванович. Здравствуйте, ребята. Чтоб войти, вам нужно отгадать загадки. Они написаны на снежинках.
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима.)
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит.
(Мороз.)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
(Снег.)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
(Снеговик.)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга.)
Вырос лес –
белый весь,
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне.)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
(Морозный узор.)
Летели серые гуси
Нароняли белого пуха.
(Снег и тучи.)
Стоят старички,
На них белые колпачки:
Не шиты, не мыты,
Не вязаны.
(Пни под снегом.)
Мороз Иванович. Молодцы, вы отгадали загадки. Заходите, гостями будете. Вы откуда?
Ребята. Мы ученики... класса, школы №.., города... А вы кто?
Мороз Иванович. Что, не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?
Учащиеся рассказывают стихотворение Некрасова «Не ветер бушует над бором».
Мороз Иванович. Спасибо. А сейчас помогите старику: уберите в доме, приготовьте обед, взбейте перину.
Мороз Иванович. Какой стол накрыли! Садитесь, я вам расскажу одну историю.
Чтение сказки учащимися.
Мороз Иванович. Расскажите, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так назвали?
Давайте попробуем очистить воду, как Рукодельница.
Проведение опыта по очистке воды.
Мороз Иванович. А что еще необычного вы заметили? Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Для чего я зеленую травку держу под снегом?
Мороз Иванович. Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?
А вы хотите получить подарки от меня? Вы молодцы, помогли мне. Уважьте старика, расскажите, какие вы знаете стихотворения о зиме.
Учащиеся рассказывают стихотворения: А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; И. С. Никитина «Встреча зимы»; И. З. Сурикова «Детство», «Зима».
Мороз Иванович раздает подарки.
Мороз Иванович. Чтобы выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.
1) Кого у окошка считала Ленивица? (мух.)
2) Куда упало ведерко? (в колодец.)
3) «Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней ... » (печка.)
4) С чем был пирожок? (с сахаром и изюмом.)
5) Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой.)
6) Какие яблоки росли на дереве? (золотые.)
7) Что ел Мороз Иванович? (снежные комочки.)
8) Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? (три.)
9) Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда.)
10) Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега.)
11) Что за диковина была у Мороза Ивановича? (зеленая травка под периной.)
12) Какая вода в колодце? (студеная.)
13) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое.)
14) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков.)
15) Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант.)
16) Из чего был подарок Ленивицы? (из ртути.)
17) Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней.)
18) Как Мороз Иванович называл свой колодец? (Студенец.)
19) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)
20) Кто первый встретил Рукодельницу? (петух.)
В заключение ребята исполняют песню о зиме или прослушивают грамзапись.
- Урок 1 знакомство с учебником
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.
- Физкультминутка
- III. Работа со разделом «Самое великое чудо на свете».
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- III. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над стихотворением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- III. Работа над произведениями.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведениями.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся.
- IV. Итог урока.
- III. Работа над стихотворениями.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Урок 41 владимир федорович одоевский. «мороз иванович»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка домашнего задания.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- III. Обобщение знаний учащихся.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся по изученной теме.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Урок 66 самуил яковлевич маршак. «в лесу над росистой поляной», «гроза днем»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Урок 78 Виктор юзефович драгунский. «друг детства»
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся.
- Урок 85 храбрый персей
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Подготовка восприятия учащихся.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Литература
- Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»
- III. Конкурсная программа.
- IV. Подведение итогов урока.
- Вспомним басни и. Крылова (урок-игра в форме брейн-ринга) Ход урока
- С. А. Есенин. «Пороша» (акцентное вычитывание лирического стихотворения)
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Работа со стихотворением.
- III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.
- IV. Вывод.
- Б. В. Заходер. «Что красивее всего?»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- Физкультминутка «Медвежата»
- II. Актуализация знаний.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Устный журнал «Сорока»
- Ход журнала
- Открытые уроки
- Признаки волшебной сказки
- Отличие сказки от других сходных жанров
- VI. Этап испытания проекта.
- VII. Итоги урока.
- Ход урока
- Обобщение по разделу «устное народное творчество». Сказочные приключения Вити и Маши
- Ход урока
- Басня. Знакомство с новым литературным жанром
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Изучение нового материала.
- V. Словарная работа.
- VI. Знакомство с новым литературным жанром.
- VII. Работа с учебником.
- VIII. Знакомство с басней и. А. Крылова «Лиса и виноград».
- IX. Работа в парах.
- X. Сравнение басен.
- XI. Итог.
- Приложение
- III. Экскурс в историю жанра.
- IV. Сравнение басен Эзопа и и. А. Крылова.
- V. Подведение итогов урока.
- В. Ф. Одоевский. «мороз иванович»
- Ход урока
- В. П. Катаев. «дудочка и кувшинчик»
- Ход урока
- С. Я. Маршак. «двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
- План урока
- III. Разговор о творчестве с. Я. Маршака.
- IV. Беседа о средствах выразительности.
- V. Словарная работа.
- X. Итог урока.
- Л. Гераскина. «в стране невыученных уроков»
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний.
- II. Постановка проблемного вопроса.
- III. Открытие детьми нового знания.
- IV. Первичное закрепление.
- V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- VI. Повторение пройденного.
- VII. Итог урока.
- Приложения
- В мастерской п. П. Бажова
- III. Введение в тему.
- IV. Проведение игры. Отборочный тур
- Биографический этап
- Словарный этап
- Викторина
- Артистический этап
- Итоговые контрольные работы за I полугодие
- Итоговые контрольные работы за II полугодие
- Тексты для проверки выразительности чтения