Ход урока
Учитель. Сегодня мы с вами пойдем в лес. Кто был в лесу? Что вам там больше всего понравилось? Каких птиц и животных вы видели? Как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?
1. Не кричать.
2. Не сорить.
3. Не разводить костер.
4. Не трогать детенышей животных.
5. Не разорять птичьих гнезд.
На доске – иллюстрации, позволяющие представить лесную поляну.
Учитель. Посмотрите, как красиво вокруг! Прислушайтесь... (Звучит музыка леса.) Ребята, посмотрите, кто это в траве? Небольшой старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка. Это старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми ягодами и грибами.
Старик-боровик. Кто такие? Зачем в лес пожаловали? Птичьи гнезда разорять? Ветви деревьев ломать?
Дети (хором). Что вы, дедушка!
Девочка. Мы любим лес и его обитателей.
Мальчик. Не будем мы трогать птичьи гнезда.
Девочка. Не будем мы листья с деревьев обрывать и ломать ветви.
Учитель. Мы пришли полюбоваться красотой леса. Посмотреть, кто живет в лесу, что растет. Что произошло нового, интересного.
Старик-боровик. Хорошо. Сейчас проверим, как вы любите и знаете лес и его обитателей. Отгадайте, что это за деревья?
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(береза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(дуб.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(ель.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(липа.)
Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.
(рябина.)
Старик-боровик. Молодцы, знаете деревья. Какое из этих деревьев живет дольше всех? О каком дереве сложена песня? Спойте ее.
Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».
Старик-боровик. Хорошо поете. Молодцы. Посмотрите, ребята, на эти листочки деревьев. Это плохие ребята приходили в лес и оборвали листья, сломали ветки. Пришлось Михайло Ивановича на помощь звать, чтоб прогнать их. С каких деревьев они сорвали листья?
Девочка. А что, у вас и медведи есть?
Старик-боровик. В нашем лесу много животных и птиц. Назовите мне одного животного из двух букв, пять животных из четырех букв, двух из пяти букв и одного из семи букв.
(Еж, лиса, волк, енот, бобр, лось, белка, олень, медведь.) |
– Отгадайте птиц.
Д_ _ _л, к_ _ _ _ _а, с_ _ _ _ _ь, с_ _а, ф_ _ _н.
(дятел, кукушка, снегирь, сова, филин.)
Дети. Дедушка, а можно мы в твоем лесу соберем немного ягод и грибов?
Старик-боровик. А какие съедобные грибы вы знаете?
На доске рисунки грибов.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(боровик.)
Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опенки.)
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(подберезовик.)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, –
Зовусь я – ... (подосиновик).
–А этот будете рвать?
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(мухомор.)
–Угадайте, что это за ягоды?
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее, поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван... (ежевика).
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
(клюква.)
Листики с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сам кусточек –
Не выше кочек.
(брусника.)
Под мостом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
(черника.)
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(земляника.)
Старик-боровик. Как вы думаете, почему землянику так назвали? Сейчас время земляники. Идите собирайте ее.
Дети уходят. Возвращаются с ягодами. Одна девочка грустная, у нее нет ни одной ягодки.
Старик-боровик. Девочка, а почему ты без земляники?
Девочка. Не нашла.
Старик-боровик. В моем лесу ее так много, что не заметить невозможно. А как ты ее искала?
Девочка. Смотрела по сторонам. Нигде нет, одни зеленые листочки. Наверное, еще не поспела.
Старик-боровик. А ты под листочки заглядывала?
Девочка. Вот еще, руки пачкать да спину гнуть.
Старик-боровик. Да ты похожа на одну девочку Женю, которая тоже лентяйкой была.
Дети (хором). Дедушка, расскажи про Женю.
Старик-боровик. Ну, слушайте.
Чтение сказки.
Девочка. Нет, я не такая, как Женя. Я просто... Я просто гуляла по лесу и не собирала ягоды. Я сейчас...
Убегает. Через некоторое время прибегает с горстью ягод.
Девочка. Посмотрите! Я тоже собрала землянику. Спасибо, дедушка, за землянику.
Старик-боровик. Почему Жене не понравился папин секрет сбора ягод? Почему она позавидовала маленькому Павлику? Какая была Женя? Как обидели Женю ягоды?
Девочка. А почему вы не дали Жене и дудочку, и кувшинчик?
Старик-боровик. А вы как думаете? Какими качествами необходимо обладать, чтоб собрать много ягод? Какой была Женя? Кто помог Жене исправиться? Почему она сказала папе, что ей кувшинчик помогал? Почему она про дудочку и про меня никому не сказала?
–А сейчас я проверю, какие вы внимательные.
Зачитайте, какие ягоды увидела Женя? Что произошло с лесом и его обитателями, когда дудочка играла все быстрее и быстрее?
Старик-боровик. И последняя небольшая викторина.
1. Каким растением вытерла Женя кувшин?
2. Где прятались ягоды?
3. Во что собирал землянику маленький Павлик?
4. На что села отдыхать Женя?
5. Что «делает» четвертая земляника?
6. Птенцы какой птицы выглянули из гнезда?
7. Какой характер у стрекозы?
8. Куда провалился старик-боровик?
Старик-боровик. Молодцы, ребята. Вы много знаете о лесе и его обитателях. Приходите еще. Скоро другие ягоды поспеют.
Дети. Обязательно придем. Спасибо вам за интересную историю.
- Урок 1 знакомство с учебником
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Беседа о произведениях, прочитанных летом.
- Физкультминутка
- III. Работа со разделом «Самое великое чудо на свете».
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- III. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над стихотворением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- III. Работа над произведениями.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведениями.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся.
- IV. Итог урока.
- III. Работа над стихотворениями.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Урок 41 владимир федорович одоевский. «мороз иванович»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка домашнего задания.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- III. Обобщение знаний учащихся.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся по изученной теме.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Урок 66 самуил яковлевич маршак. «в лесу над росистой поляной», «гроза днем»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- Физкультминутка
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Урок 78 Виктор юзефович драгунский. «друг детства»
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- Физкультминутка
- III. Обобщение знаний учащихся.
- Урок 85 храбрый персей
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Подготовка восприятия учащихся.
- Физкультминутка
- III. Работа над произведением.
- IV. Итог урока.
- Физкультминутка
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- IV. Итог урока.
- Литература
- Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»
- III. Конкурсная программа.
- IV. Подведение итогов урока.
- Вспомним басни и. Крылова (урок-игра в форме брейн-ринга) Ход урока
- С. А. Есенин. «Пороша» (акцентное вычитывание лирического стихотворения)
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Работа со стихотворением.
- III. Выявление стихотворного ритма и рифмы.
- IV. Вывод.
- Б. В. Заходер. «Что красивее всего?»
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- Физкультминутка «Медвежата»
- II. Актуализация знаний.
- III. Изучение нового материала.
- IV. Итог урока.
- Устный журнал «Сорока»
- Ход журнала
- Открытые уроки
- Признаки волшебной сказки
- Отличие сказки от других сходных жанров
- VI. Этап испытания проекта.
- VII. Итоги урока.
- Ход урока
- Обобщение по разделу «устное народное творчество». Сказочные приключения Вити и Маши
- Ход урока
- Басня. Знакомство с новым литературным жанром
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Проверка домашнего задания.
- III. Изучение нового материала.
- V. Словарная работа.
- VI. Знакомство с новым литературным жанром.
- VII. Работа с учебником.
- VIII. Знакомство с басней и. А. Крылова «Лиса и виноград».
- IX. Работа в парах.
- X. Сравнение басен.
- XI. Итог.
- Приложение
- III. Экскурс в историю жанра.
- IV. Сравнение басен Эзопа и и. А. Крылова.
- V. Подведение итогов урока.
- В. Ф. Одоевский. «мороз иванович»
- Ход урока
- В. П. Катаев. «дудочка и кувшинчик»
- Ход урока
- С. Я. Маршак. «двенадцать месяцев» (пьеса-сказка)
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Постановка целей урока. Знакомство с планом урока.
- План урока
- III. Разговор о творчестве с. Я. Маршака.
- IV. Беседа о средствах выразительности.
- V. Словарная работа.
- X. Итог урока.
- Л. Гераскина. «в стране невыученных уроков»
- Ход урока
- I. Актуализация опорных знаний.
- II. Постановка проблемного вопроса.
- III. Открытие детьми нового знания.
- IV. Первичное закрепление.
- V. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- VI. Повторение пройденного.
- VII. Итог урока.
- Приложения
- В мастерской п. П. Бажова
- III. Введение в тему.
- IV. Проведение игры. Отборочный тур
- Биографический этап
- Словарный этап
- Викторина
- Артистический этап
- Итоговые контрольные работы за I полугодие
- Итоговые контрольные работы за II полугодие
- Тексты для проверки выразительности чтения