logo
поурочные конспекты 3 класс

IV. Итог урока.

– Чем запомнился вам урок?

– Какие мысли, чувства пробудил в вас?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение или выучить наизусть отрывок из прочитанной в классе части сказки (с. 92–112, часть 1-я), сделать рисунок к сказке.

Урок 20 А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ...»

Цели: продолжать работу над «Сказкой о царе Салтане...» А. С. Пушкина, учить детей проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, речи детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают рисунки, выполненные дома, остальные ученики находят и зачитывают отрывки из сказки, которые соответствуют изображенному на рисунке. Затем дети рассказывают наизусть или зачитывают отрывок, который им более всего понравился, запомнился.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

– Как, по вашему мнению, будут развиваться события в сказке?

– Хотите узнать, что же произошло дальше?

– Тогда слушайте внимательно.

Учитель дочитывает сказку до конца.

џ Словарная работа.

Пенять укорять кого-нибудь, жаловаться на кого-либо.

Не внимает не слушает.

Ретивое сердце.

– Что хотите сказать? Кто вам больше всего понравился? Чем?

– Кого вы осуждаете? За что?

– Какие чудеса происходили в сказке? Прочитайте.

– Чем сказка А. С. Пушкина роднится с народной?

IV. Итог урока.

– Что особенно понравилось?

– Какое настроение осталось у вас от урока?

Домашнее задание: перечитать часть сказки, прочитанную в классе (с. 112–128, часть 1-я), выписать в тетрадь по чтению сравнения, которые использовал Пушкин для описания царевны Лебеди. Рассмотреть рисунки И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...», к каждому рисунку подобрать соответствующие отрывки из сказки.

Урок 21 ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ. «МАРТЫШКА И ОЧКИ» (басня)

Цели: продолжить знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова, расширять представление учеников о басне, учить детей находить скрытый смысл, заключенный в басне; развивать мышление, речь учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся под руководством учителя рассматривают рисунки в учебнике к «Сказке о царе Салтане...» и зачитывают отрывки из сказки, которые соответствуют изображенному на рисунках.

После этой работы учитель просит детей прочитать сравнения, которые использовал А. С. Пушкин для описания царевны Лебеди.

– Как вы думаете, для чего А. С. Пушкин использовал для описания царевны Лебеди сравнения? Может быть, достаточно было написать, что она была необыкновенно красивой и умной? Обоснуйте свое мнение.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза...

– Вы, конечно, узнали, ребята, откуда эти строки?

– А помните ли вы, кто их автор?

– Какие еще басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?

– Вспомните, что такое басня.

– А вот как объясняет значение слова «басня» толковый словарь.

Басня – короткий, чаще стихотворный нравоучительный рассказ, в скрытой форме изображающий людей и их поступки.

– Иван Андреевич Крылов в своих баснях изображал людей в виде различных животных, а порой и всяческих вещей. Припомните действующих лиц басен И. А. Крылова.

– Басня, которую мы прочитаем сегодня, называется «Мартышка и Очки».

Учитель выразительно читает басню.

– Что вызвало у вас смех?

– Какой вам показалась Мартышка?

– Как вы понимаете выражение «А проку на волос нет в них»?

– Найдите в басне выражения, похожие на пословицы. Прочитайте их.

– Какова главная мысль басни, чему она учит? Поучение, высказанное в басне, – это ее главная мысль. Поучение в басне называется моралью.

Далее следует упражнение в чтении басни.